ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ В НЕБЕ ДАХАУ

 

 Здесь был концлагерь

 

              Баварский городок Дахау для большинства его зарубежных  гостей неразрывно связан с концлагером, устроенном здесь нацистами  в 1933 году. По инициативе и по планам выживших узников, объединившихся в Интернациональный Комитет Дахау,  территория бывшего концлагеря в 1965 году отведена под Мемориальный музей памяти. Войти  сегодня в него можно через ворота так называемого «караульного дома», который когда-то был единственным входом в лагерь заключенных. На металлических воротах  - сохранившаяся со страшных времен надпись «Работа делает свободным».

 

Вход в бывший концлагерь

Вход в бывший концлагерь

 

          ...Всего через несколько недель после назначения Гитлера рейхсканцлером, 22 марта 1933 года,  в Дахау на территории бывшего завода по изготовлению боеприпасов  был учрежден концентрационный лагерь для политзаключенных. Создание этого лагеря преследовало цель изолировать политических противников, евреев, священнослужителей и так называемых  «нежелательных» элементов -  врагов нацистского режима. В лагере, служившем  моделью всем последующим концлагерям в Западной Европе,  властвовали эссэсовцы и он был их   своеобразной «школой жестокости». Справа от входных ворот сохранилось так называемое «хозяйственное здание», а на его крыше большими  белыми буквами  было выведено: «Имеется путь к свободе. Его вехи гласят: повиновение, искренность, чистота, трезвость, усердие, порядок, жертвенность, истина, любовь к отечеству». Содержание этого лозунга знали все узники,  когда из своих бараков направлялись  к этому зданию, где располагались кухня, мастерские, склад с одеждой и баня.   Сегодня здесь находятся музейная экспозиция с кинозалом, архив и библиотека. Документы лагерной канцелярии регистрируют 206 тысяч узников, попавших сюда почти из всех европейских стран.    Утром и вечером выстраивались узники на большом  плацу, где проводилась перекличка.  Опустишь глаза, а  под ногами - мелкая галька, раздробленные и остроугольные камни.  Щебенка или щепотка из костей?  Камни   впиваются в память, заставляя представить себе несчастных узников, мучительно выстаивавших на плацу  без движения по нескольку часов. Это  часто случалось, когда  эсэсовцы вдруг обнаруживали отсутствие хотя бы одного узника, например, после попытки  его к бегству. Однако убежать отсюда было нельзя, можно было только  приблизиться к ограждению, чтобы  в отчаянии броситься на электрическую проволоку и застыть на ней в смертельной позе.

 

Ограждение концлагеря

Ограждение концлагеря

 

         С семи вышек эсэсовцы охраняли территорию лагеря,  а его оградительные сооружения состояли из лагерной стены, рва с забором из колючей проволоки под электрическим напряжением и травяной полосы. Стоило узнику только переступить эту зеленую  полосу, как в него с наблюдательных вышек сразу же стреляли охранники.  Лагерный плац и во двор были местом  наказания узников:  здесь их пороли, подвешивали на столбах и расстреливали. В наши дни, ежегодно на бывшем плацу проходит митинг памяти  «Никогда больше»,  когда в Дахау из многих стран приезжают оставшиеся в живых узники концлагеря. День памяти  приурочен к 29 апреля, именно в этот день в 1945 году американские войска освободили выживших узников.

 

Плац, где проходит митинг "Никогда больше"

Плац, где проходит митинг "Никогда больше"

 

          ...Лагерную тюрьму, или бункер, находившуюся позади хозяйственного здания, узники называли «центральным местом террора». На фоне фасада хозяйственного здания в 1968 году  установлен  «Международный памятник» (скульптор Нандор Глид), состоящий из тел страдающих узников, хаотически переплетенных  с  колючей  проволокой. Если повернуться спиной к хозяйственному зданию, справа  можно увидеть серый  лагерный барак, где для посетителей мемориального комплекса реконструирована  его внутренняя обстановка в 1933 – 45 годах.

 

          Высокая  аллея из пирамидальных тополей  на прорезающей всю территорию лагеря называется  Лагерной улицей и  посажена  она самими узниками. Костлявые ветви тополей  в зимнее время похожи на  дрожащие руки, взывающие  в молитве к небу. Выжившие узники рассказывают, что Лагерная улица была местом их  встречи, если появлялась  возможность заполучить свободное время. По обе улицы располагались блочные бараки, их было  по 17 с каждой стороны. Слева от Лагерной улицы находились столовая,  канцелярия лагеря, библиотека, музей СС, учебные помещения для персонала из числа узников, а также цеха, предназначенные для военной промышленности. Справа  от Лагерной улицы находился так называемый «ревир с мертвецкой», занимавший сначала два барака, а потом  в годы войны он был расширен до 13-ти бараков.

 

          В Дахау официально погибли 31 951 узник, но здесь казнены и тысячи незарегистрированных узников. Согласно официальным данным, за время 12-летнего существования лагеря в нем и его филиалах были заключены более двухсот тысяч людей, из них погибло более 43 тысяч.

 

          Начиная с 1942 года, в 1, 3 и 5 блоках эсэсовцы проводили жестокие опыты над узниками. В пятом бараке располагалась лаборатория доктора Рашера, проводившего свои опыты над беззащитными арестантами в условиях чрезвычайно низкого давления и при очень низких температурах. Здесь же некий профессор Шиллинг искусственным путем вызывал заболевания малярией. К смертельным экспериментам добавлялись и биохимические опыты, поэтому «мертвецкий барак»  всегда был переполнен трупами. За двумя первыми бараками с каждой стороны находилось 15 нумерованных жилых бараков. Каждый барак был разделен на 4 так называемые «штубы», каждая из которых состояла из одного жилого и одного спального помещения. Хотя каждый такой барак был предназначен для размещения  в нем всего двухсот узников, однако в годы войны он был переполнен и  в нем проживало до двух тысяч узников. По причине ветхости все оригинальные бараки в 1964 году снесли, а на их месте сегодня остались только нумерованные фундаменты. Русские, украинцы и белоруссы  жили не в одном, а распределялись во всех бараках. Известно, что в 26-м бараке размещались священнослужители.

 

       За  бараками располагалась так называемая  «отдельная лагерная  зона» с различными цехами и хозяйственными постройками. Здесь же находились лагерные огород и клетки для содержания и  разведения  кроликов. За пределами лагеря  находился  «сад лекарственных трав», где  трудился один из самых больших рабочих отрядов лагеря,  называемый  «Плантация».  Тысячи узников работали  на сельскохозяйственных угодьях и в теплицах, многие из которых  были умучены  здесь до смерти.

 

         Во время войны  в отдельной лагерной зоне  было построено здание для дезинфекции  одежды узников. Весной 1944 года СС учредил в этом месте  и так называемый «спецбарак» - лагерный бордель, где  принуждали к  проституции узниц  из Равенсбрюка. Все эти постройки были снесены в 60-е годы – в  период учреждения  и организации мемориального комплекса.

 

        Зона крематория находилась вне лагеря  и была доступна только через его территорию. Летом 1940 года по приказу СС узниками был построен новый  крематорий, поскольку число мертвых резко увеличивалось. В период с 1942 по 1943 годы был возведен второй, более крупный крематорий, так называемый  «барак Х (икс)» с четырьмя печами  и газовой камерой для массового уничтожения людей. В крематории совершали акты смерти, казнили и убивали узников. Газовая камера в крематории была замаскирована под душ, однако она так и не была использована, как планировало лагерное начальство. Арестантов, назначенных для отравления газом,   транспортировали из Дахау в замок   Гартгейм, что под австрийским Линцем, а  также в другие лагеря.

 

Печи крематория

Печи крематория

 

          В апреле 1945 года  из-за  нехватки угля большое количество   мертвых  уже не могли кремировать, поэтому  их хоронили на близлежащих кладбищах. 7 500 жертв похоронены на кладбище Лейтенберг, а последние 1 230 жертв концлагеря похоронены на Лесном кладбище города Дахау. Сохранились свидетельства, что человеческий пепел эсэсовцы сгребали в специальную яму на территории крематория или сбрасывали в воды   ручья, разделяющего  сегодня музейный комплекс и территорию крематория, рядом с которым как суд памяти стоит сегодня  русская православная часовня.

 

Венок от России в Дахау

Венок от России в Дахау

 

Русская православная часовня

  

            Если при входе на территорию бывшего концлагеря свернуть  налево, то можно сразу увидеть  вдоль забора с колючей проволокой  тропу, ведущую к  русской  деревянной часовне, над которой возвышается православный крест. А впереди справа - несколько мемориальных строений.  В 60-е годы  здесь   стали один за другим  воздвигать памятники  жертвам концлагеря.   Появилась католическая часовня Предсмертного страха Христа (1960),  памятник еврейским жертвам Дахау (1967), евангелическая церковь Примирения (1967) и монастырь кармелиток «Святая кровь» (1964). Идея построить русскую  часовню-памятник  принадлежит  архиепископу Клинскому Лонгину, викарию Московской Патриархии – постоянному представителю Русской Православной Церкви в Германии,  а сооружена она по благословению Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия П в память о русских и всех других гражданах бывшего СССР, погибших в годы Второй мировой войны в Дахау и других концлагерях.  Финансировало этот проект Российское посольство в Германии. Сруб и все детали деревянной часовни в 1994 году были изготовлены опытными умельцами  во Владимирской области и затем по чертежам собраны в единую композицию.   Все  необходимые работы ко дню 50-летия освобождения  уцелевших узников концлагеря Дахау выполнили военные строители Западной группы войск Российской Федерации, покидавшие Германию.

 

Часовня-памятник на территории бывшего концлагеря

Часовня-памятник на территории бывшего концлагеря

 

             Алтарную икону «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау» написала иконописица из Бонна Ангела Хаузер. Языком иконографии  она рассказывает о дне вызволения несчастных людей из концлагеря. Около этой иконы всегда застывают в молитве бывшие узники, со слезами вспоминающие о своем втором дне рождения в апреле 1945 года. С двух  других икон взирают плачущая Богородица, утирающая слезу, и Иисус Христос, изображенный как лагерный узник, у которого на челе стекают капли крови и  видны ссадины  на плечах и руках после  избиения Его плетьми.

 

Алтарная икона "Воскресший Спаситель освобождает заключенных концлагеря Дахау" в часовне-памятнике

Алтарная икона

"Воскресший Спаситель освобождает заключенных концлагеря Дахау"

 в часовне-памятнике

 

              После завершения строительных работ по сооружению часовни-памятника из Берлина в Дахау приехал архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший чин малого освящения  часовни,  названной – Свято-Воскресенской. Полное и торжественное освящение часовни-памятника совершил 29 апреля 1995 года Высокопреосвященный митрополит Нижегородский и Арзамасский  Николай, сам бывший  фронтовой офицер. Во время своего визита в Германию Святейший Патриарх  Алексий П провел 20 ноября 1995 года заупокойную литию в часовне. В алтаре бережно хранятся дары  Патриарха – церковная утварь. Святейший Патриарх всегда помнит об этой часовне-памятнике,  и на  ее стене сегодня находится  текст его ответного письма прихожанам, где он приносит сердечную благодарность за поздравление и благие пожелания по случаю его 70-летия в 1999 году: «...Воспринимаю выражение ваших добрых чувств как вдохновляющую силу в моем дальнейшем служении Святой Христовой Церкви и нашему православному народу. Верю, что ваши святые молитвы укрепят меня в попечении о всероссийской и зарубежной православной пастве, вверенной мне Промыслом Божиим...».

 

           В конце августа 1996 года архиепископ Берлинский и Германский Феофан совершил священническую хиротонию над диаконом Николаем Забеличем, жившим  в тот год под Мюнхеном,  и назначил его настоятелем Свято-Воскресенской часовни в Дахау. Первая литургия в часовне состоялась 8 сентября 1996 года в день памяти Владимирской иконы Божией Матери  и святых мучеников Адриана и Натальи. С сентября  1996-го  по март 1997 года  службы в часовне совершались каждое воскресенье. В связи с образованием  в том же году в Мюнхене новой общины  и совершением богослужений в одной из католических часовен, литургии  в Дахау стали более редкими. В момент подготовки этого материала к печати  службы в Свято-Воскресенской  часовне  совершаются всего несколько раз в году, преимущественно  в весенне-летнее время.

 

          Часовню в Дахау часто  посещают священнослужители, дипломаты Генконсульства Российской Федерации в Мюнхене и паломники из разных стран СНГ. Ценные иконы подарили часовне  архимандрит Паисий (Чекан), настоятель Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого мужского монастыря в Молдавии,  архиепископ   Костромской и Галичский Александр и др. Новый деревянный крест для  купола изготовили в Бресткой области и после ремонта кровли установили его  на часовне в присутствии большего числа верующих. Мэр Москвы Юрий Лужков подарил часовне-памятнику большую икону Георгия Победоносца, которую он вручил весной 1999 года в Дахау архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану. В 1997 году в  часовню посетил российский политик генерал Александр Лебедь. В ней  побывали и   многие  известные деятели  науки и культуры из разных стран СНГ.

 

         При часовне-памятнике действует Свято-Воскресенская община Дахау и Мюнхена Московского Патриархата. Приходская газета «Лампада» (6, 2002) на первой странице рассказывает о том, что «5 мая 2002 в часовне-памятнике состоялась  Пасхальная вечерня с участием предствителей братских поместных церквей – Греческой, Грузинской и Румынской.  В Дахау в этот день приехали из России и Украины 14 бывших узников концлагеря. Немецкая телекомпания  ZDF в прямом телеэфире транслировало это богослужение, которые видели на своих телеэкранах жители не только Германии, но и Австрии».

 

        Для проведения  приходских трапез и встреч гостей  недалеко от часовни  построили деревянный домик, где проходят  чаепития и беседы с прихожанами. Оставшиеся в живых узники Дахау, освобожденные 29 апреля 1945 года, в ближайшее к этой дате  воскресенье, которое обычно бывает в мае, собираются вместе. Они приезжают из России, Белоруссии и Украины и участвуют  в Божественной литургии в часовне, а после этого за трапезным столом рассказывают прихожанам  о  своем страшном прошлом и о том, как они  встречали в лагере Святую Пасху, как молились о скорейшем  своем вызволении из лагеря. Некоторые из них после  пребывания в концлагере Дахау и возвращения  в СССР , вновь попадали в лагеря, но уже  в советские,  где за колючей проволокой НКВД долго  выяснял, почему они  оказались в фашистском плену и в концлагере.  Основная масса советских узников   не знала, что несколько тысяч их соотечественников из числа  военнопленных погибли на эсэсовском  стрельбище в Хебертсхаузене.         

 

     СТРЕЛЬБИЩЕ В ХЕБЕРТСХАУЗЕНЕ

 

            В каких-нибудь двух-трех километрах от бывшего концлагеря, на окраине деревни Хебертсхаузен,  находится заброшенное стрельбище СС. В конце 90-х годов здесь росла высокая  трава, а среди нее крапива – точь-в-точь как в русском селе на месте бывшей деревянной избы. Сегодня  у нескольких берез можно видеть серый  бетонный  щит на стойках,  повествующий на немецком языке, что здесь расстреливали тысячи  советских узников из концлагеря Дахау. Невдалеке от него  – небольшой металлический щит, где уже можно прочитать краткую информацию на русском языке. Директор музея-комплекса  в Дахау Барбара Дистел, считает, что на стрельбище в Хебертсхаузене  уничтожено свыше 4 тысяч   русских военнопленных. А возможно,   и больше...

 

           Место расстрелов – две бетонные ниши, похожие на старые клубные сцены, где совершались страшные злодеяния, авторами которых  были эсэцовцы, упражнявшиеся в стрельбах. Мишенями для них служили советские военнопленные. Ниши с обеих сторон сдавлены земляным рвом, чтобы  в округе не слышны были выстрелы  и  случайные пули не летели в сторону составов поездов на близлежащей железной дороге. Бетонные стены продырявлены пулями и все глубокие отверстия  находятся на уровне человеческой головы – в рост.

 

Здесь расстреливали советских военопленных-офицеров

Здесь расстреливали советских военопленных-офицеров

 

        Имена всех  погибших  здесь неизвестны. Несколько имен расстрелянных известны. Вот одно из них – Балакин Николай Степанович, 1910 года рождения. Родился в Старом Рославле под Смоленском. Был старшим лейтенантом, техником-конструктором. Пленен 7 июля 1942 года под Олеховаткой. Отец его жил в г. Добруже, что под Гомелем, работал в школе. Известно, что офицер Балакин  совершил побег из плена 15 марта 1943 года, но был пойман через два дня. На его документах значится, что он передан гестапо в Нюрнберге. Все данные записывались на специальных карточках военнопленных, многие из которых сегодня хранятся  в Подмосковье ,  в Подольском  военном архиве.

 

          ... 17 июля 1941 года начальник службы безопасности нацистской Германии Гейдрих на основании личного указания фюрера подписал так называемый «Комиссарбефел» - приказ о комиссарах. Среди русских военнопленных во всех  лагерях  выявляли так называемых «нетерпимых». Под ними подразумевались те пленные, которые до войны являлись партийными работниками, служили в госучреждениях. Это были и политработники Красной Армии, коммунисты. В концлагере подозрительно изучали всех  советских людей, относившихся к так называемым интеллегенствующим профессиям. Гестаповцы отбирали этих  пленных и отправляли в концлагерь Дахау. Причем, чтобы  не оставлять о них никаких следов, их специально  не регистрировали, а сразу везли на стрельбище. Здесь, позади бетонных ниш, в маленьком помещении, служившем раздевалкой и мертвецкой,  приговоренных  к расстрелу  заставляли догола раздеваться,  далее наручниками привязывали к вбитым в землю столбам, находящимися внутри  бетонной ниши.  По живым мишеням эсэсовцы начинали «учебную стрельбу». Погибших  ненадолго складывали в мертвецкой и отвозили обратно в лагерь Дахау, где их тела  сжигали в крематории.

 

        Немецкий историк Рейнхард Отто, работая в Подольске над переданными американцами  трофейными архивами германского вермахта, установил, что следы  погибших в Хебертсхаузене все же имеются. Хотя советских граждан перед расстрелом  и не регистрировали, но сохранились их личные карточки, заведенные на них в лагерях для военнопленных.

 

        ...Далеко от российских границ находится  немецкий Хебертсхаузен - место расстрела  тысяч советских военнопленных. Здесь 23 февраля, 29 апреля и 9 мая  часто горят церковные свечи среди красных капель бутонов роз, вставленных в пулевые отверстия на бетонной стене. Ежегодно  Генконсульства Российской Федерации, Украины и Белоруссии  возлагают здесь венки, а священнослужители   вместе с молящимися и паломниками  возносят здесь молитвы за всех воинов-соотечественников, за всех убиенных на этом стрельбище, за всех погибших в иных местах, имена которых знает только Господь. Вечная им память!

 

Памятник в Хебертсхаузен

Памятник в Хебертсхаузен

 

         

© Текст и фото. Анатолий Холодюк (Мюнхен)

Дахау – Хебертсхаузен – Мюнхен

1998, 2007

 

 

Православный магазин