В  2007 году  Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

                                                отметит 160 лет со времени своего основания

 

 

 

ИЗ БЕСЕДЫ  С НАЧАЛЬНИКОМ  РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ АРХИМАНДРИТОМ ТИХОНОМ   (ЗАЙЦЕВЫМ)

 

 

 

 

      ...Отец Тихон,   в  39  лет Вы  возглавили  недавно деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а до этого, кажется,  занимались преподавательской работой в Московской Духовной Академии?..   

 

       С детских лет я имел огромное желание стать служителем Церкви. Посещение храмов и монастырей, особенно Псково-Печерского и  Троице-Сергиевой Лавры, все более и более укрепляло во мне это  желание и вызывало   интерес. По окончании средней школы и службы в армии я устремился к осуществлению своего желания и поступил сначала в Московскую духовную  семинарию, а позже в Академию, где на втором курсе принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона и пресвитера. Троице-Сергиева Лавра и  Академия, где Господь судил мне провести 18 лет, были для меня поистине той школой, где органично сочетаются воспитание сердца и ума. Мне всегда было отрадно именоваться «воспитанником», общаться как  со  старцами, так и с профессорами и  наставниками, вынесшими  на своих плечахвся тяготы открытого гонения и притеснения Церкви.

        После защиты кандидатской диссертации  меня оставили преподавателем в Академии. В течение десяти лет читал курсы Литургики и Гомилетики, кроме того, факультативно преподавал новогреческий язык. Последним с необычайным интересом увлекся после посещения Святой Горы Афон и Святой Земли.

        В своих молитвах с благодарностью вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Кирилла, довершивших мне нести ответственное послушание на Святой Земле сначала в качестве члена, а затем и Начальника Русской Духовной Миссии.

 

 

       Сохраняя   духовное и культурное наследие Русской Церкви на Святой Земле, возглавляемая Вами Миссия решает ряд первостепенных  задач, содержание которых   интересно знать и нашим  читатялям... Каковы эти задачи?

 

           Многогранную деятельность Русской Духовной Миссии определяют те цели и задачи, которые поставило перед ней церковное священноначалие. Это в первую очередь молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь в Святой Земле, совершение богослужений в храмах и монастырях Русской Духовной Миссии, духовное окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, испытывающей определенные трудности  и  являющей собой пример твердости в вере и упования на Господа. К числу других основных задач Миссии относится  развитие и поддержка братских отношений с Иерусалимским Патриархатом, испытыващим, как  известно,  в последние годы  усиленные давление и вмешательство  в дела Церкви со стороны  светских властей.

 

 

 

           На посту начальника Миссии Вы продолжаете труды своих предшественников, и  в связи с этим интересно услышать, в чем  заключаются  сегодня традиции и новаторство в деятельности начальника Миссии и  каковы его  функциональные обязанности?

 

           Начальник Миссии вслед за Предстоятелем Церкви, которому он призван подражать в своей деятельности, поминается на всех богослужениях. И как поминается?! – как «отец». Это означает повседневную  его отеческую заботу, напоенную и растворенную любовью,  о всех и обо всем.  Заботу  - о всех тех, кто вверены ему Богом и кто нуждается в его утешении словом, поддержке и наставлении примером. Заботу - обо всем том, что является духовным и культурным наследием, сохранить которое – его святая обязанность. Стало быть, не  в увековечивании своего имени  видел и видит основу своей  деятельности каждый начальник Миссии ( это, кстати, дело Божие, часто сокрытое до определенного времени от людей или же навсегда от них сокровенное), но -  в смиренном исполнении возложенного на него предназначения.

 

 

 

 

       Какой смысл Вы вкладываете в использованное Вами  в одной из недавних  проповедей  понятие  «Русская Палестина» ?

 

         Святая Земля, она же древняя Палестина, исхожена стопами многих тысяч русских людей. Благодарный Богу русский человек хотел одного – ответить на любовь Божию, пригвожденную ко Кресту и объемлющую всех своей любовью. Многие места в Святой Земле, связанные с библейской и евангельской историей, увековечены здесь постройками   храмов или монастырей. Русская Палестина созидалась  на средства как простых, так  и именитых людей, каждый из которых стремился внести свою лепту в это благое и богоугодное дело. С появлением храмов, богослужения в них стали совершаться на понятном уму и сердцу русскому человеку славянском языке. Открылась возможность совершения умной молитвы, приносящей духовное утешение  и просвещение от увиденного и пережитого на Святой Земле. 

 

 

 

 

 

          Как заботится Русская Духовная Миссия, на которую возложена организация паломничества по Святой Земле,  о богослужебной жизни паломников?

 

                Человек далеко шагнул в своей деятельности, открывая новые горизонты своего творческого ума. Это относится и к организации паломничества:  изменились к лучшему его формы, ускорилось оформление необходимых документов, появились удобные средства передвижения по святым местам, утомленных путников ожидают уютные гостиницы. У Русской Духовной Миссии появилась своя страничка в интернете

                  ( http:// jerusalеm-ru.livejournal.com - Примечание А.Х.),

 позволяющая следить за всеми новостями со Святой Земли. Однако  все эти новации в науке и технике не изменили  той главной цели, ради которой собственно и предпринимается паломничество. А его цель остается неизменной - приобщение к святыням и дарование восприятия благодати через достойное поклонение. Вот этой целью и  должен проникнуться каждый водимый нами паломник, определяя во время совершения паломничества свое поведение.

 

 

          По данным иерусалимской прессы, в этом году в город на чудо схождения Благодатного огня прибыло рекордное число паломников – свыше 30 тысяч. Русские паломники в этом году не получили спецпропусков,   а храм Гроба Господня не смог  вместить всех желающих, поэтому на устах   тех, кому  удалось преодолеть  полицейские кордоны, появилось слово «подвиг».  Сравнимо ли   паломничество в  Святую Землю с подвигом христианина?  

 

            Да, паломничество – это тоже подвиг. Но он должен быть сопряжен для паломника с осознанием им  того крестного пути, по которому он должен пройти вслед за своим Спасителем на свою голгофу. Если в этом случае у паломника возникает вопрос «Где почерпнуть для этого необходимые силы?», то ответить могу на него так: «Только в молитве».  Ибо именно  молитва может внутренне собрать человека.  А  следствием этого станет дарование паломнику возможности  осознать все свершившееся некогда на тех местах, которым  он кланяется,  и дарование ему  обилия тех  духовных благ, которые обыкновенно сокрыты от   взоров духовно не чутких людей.

 

 

                                                 Беседовал Анатолий Холодюк

                                                                 Иерусалим-Мюнхен

 

 

.

 

 

Православный магазин "Зерна"