В 2007 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
отметит 160 лет со времени своего основания
ИЗ
БЕСЕДЫ С НАЧАЛЬНИКОМ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ
АРХИМАНДРИТОМ ТИХОНОМ (ЗАЙЦЕВЫМ)
...Отец Тихон, в
39 лет Вы возглавили
недавно деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а до этого,
кажется, занимались
преподавательской работой в Московской Духовной Академии?..
С детских
лет я имел огромное желание стать служителем Церкви. Посещение храмов и
монастырей, особенно Псково-Печерского и
Троице-Сергиевой Лавры, все более и более укрепляло во мне это желание и вызывало интерес. По окончании средней школы и службы
в армии я устремился к осуществлению своего желания и поступил сначала в
Московскую духовную семинарию, а позже в
Академию, где на втором курсе принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона и пресвитера. Троице-Сергиева Лавра и Академия, где Господь судил мне провести 18
лет, были для меня поистине той школой, где органично сочетаются воспитание
сердца и ума. Мне всегда было отрадно именоваться
«воспитанником», общаться как со старцами, так и с профессорами и наставниками, вынесшими на своих плечахвся тяготы открытого гонения и
притеснения Церкви.
После
защиты кандидатской диссертации меня
оставили преподавателем в Академии. В течение десяти лет читал курсы Литургики
и Гомилетики, кроме того, факультативно преподавал новогреческий язык. Последним с необычайным интересом увлекся после посещения Святой
Горы Афон и Святой Земли.
В своих
молитвах с благодарностью вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия и митрополита
Кирилла, довершивших мне нести ответственное послушание на Святой Земле сначала
в качестве члена, а затем и Начальника Русской Духовной Миссии.
Сохраняя
духовное и культурное наследие Русской Церкви на Святой Земле,
возглавляемая Вами Миссия решает ряд первостепенных задач, содержание которых интересно знать и нашим читатялям... Каковы эти задачи?
Многогранную деятельность Русской Духовной Миссии определяют те цели и задачи, которые
поставило перед ней церковное священноначалие. Это в первую
очередь молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного
Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь в Святой Земле,
совершение богослужений в храмах и монастырях Русской Духовной Миссии, духовное
окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, испытывающей
определенные трудности и являющей собой пример твердости в вере и
упования на Господа. К числу других основных задач Миссии относится развитие и поддержка братских отношений с
Иерусалимским Патриархатом, испытыващим, как известно,
в последние годы усиленные давление и вмешательство в дела Церкви со стороны светских властей.
На посту начальника Миссии Вы
продолжаете труды своих предшественников, и
в связи с этим интересно услышать, в чем
заключаются сегодня традиции и
новаторство в деятельности начальника Миссии и
каковы его функциональные
обязанности?
Начальник Миссии вслед за Предстоятелем Церкви, которому он призван
подражать в своей деятельности, поминается на всех богослужениях. И как
поминается?! – как «отец». Это означает повседневную его отеческую заботу, напоенную и
растворенную любовью, о
всех и обо всем. Заботу - о всех тех, кто
вверены ему Богом и кто нуждается в его утешении словом, поддержке и
наставлении примером. Заботу - обо всем том, что является духовным и культурным
наследием, сохранить которое – его святая обязанность. Стало быть, не в увековечивании своего имени видел и видит основу своей деятельности каждый начальник Миссии ( это, кстати, дело Божие, часто сокрытое до определенного
времени от людей или же навсегда от них сокровенное), но - в смиренном исполнении возложенного на него
предназначения.
Какой смысл Вы вкладываете в
использованное Вами в одной из
недавних проповедей понятие
«Русская Палестина» ?
Святая
Земля, она же древняя Палестина, исхожена стопами многих тысяч русских людей.
Благодарный Богу русский человек хотел одного – ответить на любовь Божию,
пригвожденную ко Кресту и объемлющую всех своей
любовью. Многие места в Святой Земле, связанные с библейской и евангельской
историей, увековечены здесь постройками
храмов или монастырей. Русская Палестина созидалась на средства как простых, так и именитых людей, каждый из которых стремился
внести свою лепту в это благое и богоугодное дело. С появлением храмов,
богослужения в них стали совершаться на понятном уму и сердцу русскому человеку
славянском языке. Открылась возможность совершения умной молитвы, приносящей
духовное утешение и просвещение от
увиденного и пережитого на Святой Земле.
Как заботится Русская Духовная
Миссия, на которую возложена организация паломничества по Святой Земле, о богослужебной жизни паломников?
Человек далеко шагнул в своей деятельности, открывая новые горизонты
своего творческого ума. Это относится и к организации паломничества: изменились к лучшему его формы, ускорилось
оформление необходимых документов, появились удобные средства передвижения по
святым местам, утомленных путников ожидают уютные гостиницы. У Русской Духовной
Миссии появилась своя страничка в интернете
( http:// jerusalеm-ru.livejournal.com - Примечание А.Х.),
позволяющая
следить за всеми новостями со Святой Земли. Однако все эти новации в науке и технике не
изменили той главной цели, ради которой
собственно и предпринимается паломничество. А его цель остается неизменной -
приобщение к святыням и дарование восприятия благодати через достойное
поклонение. Вот этой целью и должен
проникнуться каждый водимый нами паломник, определяя во время совершения
паломничества свое поведение.
По данным
иерусалимской прессы, в этом году в город на чудо схождения Благодатного огня
прибыло рекордное число паломников – свыше 30 тысяч. Русские паломники в этом
году не получили спецпропусков, а храм
Гроба Господня не смог вместить всех
желающих, поэтому на устах тех,
кому удалось преодолеть полицейские кордоны, появилось слово
«подвиг». Сравнимо ли паломничество в Святую Землю с подвигом христианина?
Да, паломничество – это тоже подвиг. Но он должен
быть сопряжен для паломника с осознанием им
того крестного пути, по которому он должен пройти вслед за своим
Спасителем на свою голгофу. Если в этом случае у паломника возникает вопрос
«Где почерпнуть для этого необходимые силы?», то ответить могу на него так:
«Только в молитве». Ибо именно молитва может внутренне собрать
человека. А следствием этого станет дарование паломнику
возможности осознать все свершившееся
некогда на тех местах, которым он
кланяется, и дарование ему обилия тех
духовных благ, которые обыкновенно сокрыты от взоров духовно не чутких людей.
Беседовал
Анатолий Холодюк
Иерусалим-Мюнхен
.