АРМЕГЕДДОН И ГЕЕННА ОГНЕННАЯ:

ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКА В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Анатолий Холодюк

 

I. "...МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ АРМАГЕДДОН" (Откр. 16.16)

 





-... Курган Мегидо находится в Галилее, в одноименной долине. Туда можно добраться только на машине по 65 -й автотрассе "Квиш Вади Ара" ( "Дорога ущелья Ара"), ведущей из Хадеры в Афулу. Из Тель-Авива до Мегидо примерно 75 км. У кургана Мегидо найдете небольшой музей, - объяснил мне и моим попутчикам Тамаре и Виктору Карни известный иерусалимский историк и экскурсовод Игорь Торик.
... "Гора Мегидо", как называли ее мои знакомые, оказалась совсем не горой, а, действительно курганом или, как мне позже объяснили , самым большим на Святой земле искусственным холмом, образовавшимся от разрушительных войн и последующих на этом месте восстановлений. В Ветхом Завете упоминается не гора, а "равнина Мегидо" ( 2 Пар 35. 22); "долина Мегидонская" (Зах 12.11); "воды Мегидонские" (Суд 4, 5.19). Мегидо , где, по утверждению ученых, первое поселение появилось более 6000 лет назад, находился на пересечении торговых путей из Египта в Сирию и Месопотамию, а потому был когда-то исключительно важным в военно-стратегическом плане местом.
Сегодня Мегидо жители Израиля называют "национальным парком", а сам курган или холм напоминает застывшую среди долины гигантскую волну - цунами из глины, камня и человеческих костей. Мегидо похож на вечный монумент войнам и разрушениям. Он разрушался 12 раз и город- крепость пререходила из рук одного владыки во владение другому. В течение нескольких тысячелетий здесь в затишье между войнами возводился город, один на другом: стены нового города поднимались на фундаменте погребенного. Не случайно этот холм, состоящий, по утверждениям историков и археологов, из "более чем 20- ти культурных слоев", арабы называют "Тель-Эль-Мутасалем", что означает "холм-губернатор или господствующий холм"..
Педагог Тамара Карни, ссылаясь на учебники, рассказала что не только в древности, но и в ХХ-м веке Мегидо, то есть сам холм и прилегающая к нему долина, были тоже местом кровопролития и ареной боевых действий: здесь британская армия во главе с ее командующим генералом Алленби в Первой мировой войне сражалась против турок. Генерал-победитель после изгнания турок из этих мест прибавил к своему титулу "Сэр Алленби оф Мегиддон". ...В христианской литературе за географическим местом Мегидо прочно закрепилось название "Армагеддон" ( причем, ошибкой следует считать, что Армагеддон это сама "битва"). Вероятно, произошла транслитерация двух слов: "хар" , означающее на иврите "гора", и город "Мегидо" - "гора у города Мегидо". Единственное место в Библии, где упоминается географическая местность "Армагеддон", - это Откровения святаго Иоанна Богослова: "...И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобно жабам. Это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... И собрал он их на место, называемое по-еврейски Армагеддон", - так рассказывает Святой Иоанн Богослов ( Откр 16.13-14, 16). В Толковании на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова св. Андрей Кессарийский пишет, что "эти бесовские духи в библейском Армагеддоне будут задействованы силами зла, представленные сверхъественными существами". Армагеддон в Апокалипсисе назван местом последней битвы Ангелов с диаволом и его воинством.
... Вход в маленький музей с малосодержательными стендами у подножия кургана Мегидо платный. Для паломников и туристов здесь продают сувениры, книжную продукцию и демонстрируется облепленный школьниками большой макет кургана Мегидо, где можно увидеть его в разные периоды, главным образом, в эпоху царя Соломона и Ахава. От школьников можно узнать, что Мегидо и все крупные сражения вокруг него они изучают на уроках истории. На самом холме Мегидо и прилегающей к нему территории в разные годы неоднократно проводились археологические раскопки. О результатах последних стало известно к моменту написания этого материала: в ноябре 2005 года при раскопках на территории тюрьмы Мегидо археологи нашли хорошо сохранившуюся древнюю мозаику и остатки стен древней христианской церкви Ш - начала 1У века. Как известно, христианские культы в Римской империи были запрещены до 343 года, поэтому первые христиане собирались на молитвы в катакомбах или в частных домах. Наиболее значительные археологические находки отправляются из Мегидо в залы и хранилища крупнейшего государственного Музея Израиля в Иерусалиме. Замечу, что после посещения этих двух музеев и изучения там материалов, связанных с Мегидо, трудно согласиться с авторами статьи об Армагеддоне в "Православной энциклопедии" (М., 2001, т. Ш, с.283-284) , где, например, безосновательно утверждается, что " г. Мегидо не располагался на горе", "...Армагеддон можно рассматривать как указание на гору Кармил, недалеко от подножия к-рой располагался Мегиддо". Кстати, от этой горы до Мегиддо несколько десятков километров.
При царе Соломоне Мегидо был одним из самых мощных городов-крепостей. Он назывался еще "Городом колесниц", ибо здесь царь держал тысячи колесниц и лошадей. На самом холме сегодня видны столбы для привязывания лошадей и каменные корыта для их корма, много ступенчатых подъемов и спусков, там и сям разбросаны основания разбитых колонн у некогда расположенного здесь большого дворца. Небольшие финиковые пальмы, по рассказам Игоря Торика, выросли на вершине кургана из косточек, выброшенных рабочими - арабами, копавшими с археологами на этом месте. В разные годы археологи обнаружили остатки древних городских ворот и стен разных периодов , в том числе и времен царя Соломона, каменные фундаменты старых домов и круглые святилища, крупное зернохранилище семиметровой глубины, различные украшения, человеческие кости, черепа животных. В одном из египетских документов рассказывается, что 3 5000 лет назад во время военной кампании египетского фараона Тутмоса Ш-го его трофеи составляли около двух тысяч голов разного скота, 20 с половиной тысяч овец, около 400 лошадей , 6 боевых коней, 2 украшенные золотом колесницы и 30 колесниц союников и около 900 колесниц разбитого войска.
В окружающей Мегидо цветущей долине протекает узкий ручей Кини. Неслучайно впечатляющим и хорошо сохранившимся сооружением в Мегидо является наклонно вырытый 70-тиметровый высокий туннель для подвода к городу воды ( вспомним "воды Мегиддонские" ). Благодаря такой конструкции можно было во время осады города добраться до воды вне его крепостных стен. Эта система водоснабжения, построенная 2700 лет назад, удивляет точностью инженерного расчета.
На смотровой площадке, расположенной на вершине Мегидо, даже в жаркую погоду ощущаешь в живописной долине дуновение легкого ветра. В воздухе летает пыльца, доносящая различные запахи полевых цветов. В знойные дни миражи превращают горизонт в плавающий на воде ковер. Несколько небольших финиковых пальм среди высохших на солнце колючих растений напоминают трагедию лермонтовского стихотворения о трех пальмах. Отсюда открывается неповторимый вид на цветущую равнину - место действия многих значимых библейских событий. Здесь на исходе времен по Апокалипсису произойдет эсхатологическая битва с участием "царей всей земли обетованной" ( Откр 16, 14 - 16). Кстати, Игорь Торик рассказывает, что такие древние источники, как рукописи ессеев из Кумрана, объявляют Мегидо местом последней битвы сил добра с силами зла. Св. Андрей Кессарийский пишет в своем труде , что "Армагеддон означает рассечение или убийство. Собранные диаволом и приведенные на это место народы будут избиты, ибо он утешается человеческой кровью"...
Если дать волю воображению и фантазии, то голову посещают апокалиптические рассуждения о неминуемом конце света и его предвестниках, скоротечности жизни и о том, что "...дни человека - как трава, как цвет полевой, так он отцветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место уже не узнает его ..." ( Пс. 102 ). Однако на память приходит отеческий совет Патриарха Московского и всея Руси Алексия П, рассуждающего по этому поводу так: " Мы, православные христиане, знаем, что земная история, имеет свой конец... Ожидая конца истории, христианин должен не погружаться в отчаянье, а очищать вою душу и свою жизнь, чтобы в любой час и день быть готовым встретить Господа, перед которым мы должны дать отчет о своих делах, словах и помыслах...".



II. В ДОЛИНЕ "ГЕЕННА ОГНЕННАЯ", ГДЕ "ЧЕРВЬ НЕ УМИРАЕТ И ОГОНЬ НЕ УГАСАЕТ..."



…В геенну огненную,
В тьму кромешную,
В огонь неусыпающий,
В реку огненную,
Что на севере муки
И на юге,
На востоке солнца
И на западе...
(М.Кузьмин. Хождение Богородицы по мукам)



Желание побывать в долине "Геенна Огненная", часто упоминаемой в Библии, связано с ее необычным названием. Этот аргумент я и привел в дни Успенского поста одному из священников в Русской Духовной Миссии. Получив благословение и необходимые консультации, я положил в рюкзак молитвослов, карту, бутылку воды и фотоаппарат направился к Яффским воротом, откуда, по рассказам местного историка и знатока Иерусалима Игоря Торика, начинается эта долина. Расположенная на юго-западе от Старого города в Иерусалиме, она обнимает фундамент старой городской стены, заворачивает влево и ниже Сионской горы смыкается с Кедронской долиной.
В справочной литературе об Иерусалиме и его окрестностях можно встретить разные названия долины - "Гай Бен Эном", "Гай Эном", "Хинном" "Хе Гинном" или "Гейхенном". В переводе с иврита название "Геенна огненная" звучит как "долина сыновей Гиннома (Эннома)". Игорь Торик, автор фундаментального издания- "Энциклопедический путеводитель по Израилю" ( Иерусалим, 2004 )- считает, что происхождение названия долины точно не известно. Вероятнеее всего, она названа по народу, некогда там жившему, - "сыновья Эннома". Археолог Б. Мазар в своем ис следовании утверждает, что народ семейства Энном происходил из Анатолии. Археологические раскопки, проводимые учеными Н. Авигадом и Г. Барканом, в 1960, и в 1975 - 1980-х годах, выявили некоторые интересные находки в этой долине. В частности, обнаружены следы некогда существовавшей здесь византийской церкви и римского военного крематория, а также большое количество древних могил, многие из которых в разные времена были ограблены. В одной из такой могил был найден оссуарий, ямы или колодцы для костей, куда сбрасывали человеческие тела. Среди золотых и серебряных украшений, стеклянных и керамических украшений найдены одна из древнейших в мире монет и два маленьких и очень тонко свернутых серебряных свитка с текстом " благословения коэнов" на древнем иврите.
Строители, прокладывая в наше время городские дороги на некоторых участках долины, нашли много древних захоронений. Сегодня в этой долине можно видеть овраги и скалистые обрывы с небольшими пещерами, заваленными мусором. Повсеместно разбросаны камни, строительные бетонные изделия и поломанные канализационные трубы. Там и сям долину пересекают узкие тропинки, ведущие из Старого города в соседние арабские деревни, поэтому в долине чаще всего можно встретить представителей лишь арабского населения Иерусалима. Местами долина заросла колючим кустарником, кривыми деревьями и травой. Увы, и сегодня в ней встречаются кучи хозяйственного мусора, масса разодранных полиэтиленовых пакетов и сумок, разорванные матрасы и непригодная мебель, выбрасываемые арабами. Среди камней, куда сбрасываются остатки завонявшейся на солнце пищи, жужжат крупные мухи, ползают жуки и прячутся бездомные кошки. Кой-где приходится даже ускорять шаг и закрывать нос по причине острой вони дохлятины. В наиболее глубоких местах слышно эхо. В самой долине, где под землей недавно проложены канализационные трубы, можно встретить небольшой участок гравийной дороги, стоки для воды во время зимних дождей, а еще и не понятно для каких целей предназначенные будки и каменные ограждения.
В Священном Писании долина упоминается как "кетеф Хенном" в связи с разделом между коленами Иегуды и Вениамином ( Иисус Навин 15,8; 18,6). Согласно историческим данным ( по Флафию ), в 63-м году до Рождества Христова в кетефе Хенном находился лагерь Помпея. Долина была местом языческих обрядов, когда при царе Ахазе ( в других источниках - во времена царя Соломона) идолопоклонствующие иудеи приносили ханаанскому кровожадному богу Молоху человеческие жертвоприношения ( Иер 7,31 -32 ). В качестве жертвы на алтарь ему клали ребенка - первенца, причем, убивали и сжигали его под хоровое пение, чтобы в округе не были слышны душераздирающие крики. Отсюда к этому месту ненависть и презрение иудеев. В Библии предсказывается , что это место будет называться "долиной убиения", где птицы и звери будут пожирать останки и трупы павших в бою. При царе Иосии эта долина стала своеобразным крематорием под открытым небом. Она превратилась в место ужаса и отвращения, где было принято сваливать городской мусор и всякие нечистоты , кроме того, трупы казненых преступников и павших в бою, а также непогребенные трупы людей и животных. В зависимости от погоды над страшной свалкой висел вонючий шлейф ядовитого дыма. С целью уничтожения зловония и распространения в Иерусалиме заразных заболеванией в самой долине горел постоянно поддерживаемый огонь, уничтожавший гниение (Ис 66,24), (Мк 9,43-48).
Позднее "Геенна огненная" превратилась в символ вечных мучений грешников, где "червь не умирает, и огонь не угасает" ( Мк 9,44). То, что здесь не съедали черви, сжирало пламя огня или тлело на углях. Отсюда и пошло выражение "огонь неугасимый". Долина стала использоваться для обозначения места, где все нечестивые понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в огне. В православной литературе "геенна огненная" стала использоваться как прообраз адского пламени ( Мт 5 , 22; 18, 9), который станет участью грешников после их смерти ( Лк 12, 5). Тело и душа их будут брошены в геенну огненную : "...и бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф 10,28). Иносказательно , долина Геенна Огненная в Иерусалиме превратилась в символическое место будущих мучений и загробных наказаний грешников , конечной гибели их души и тела, отсюда другое ее название - "долина ада".
...Если следовать пешком вдоль всей долины, из нее можно попасть в иерусалимский район Хакель-Дама (Акелдама), имеющий и другие названия - Село или Поле Крови, Село Скудельничье. Игумен Даниил, совершивший паломничество в Иерусалим в 1104 - 1107 годах, пишет об этом селе так: "...его купили за ту цену, за которую Иуда продал Христу, для погребения странников. Село расположено на юг от Сиона, по одну стрелу от ущелья, под горой. По этой стороне горы можно много пещер, вырубленных в камнях и на дне этих пещер дивно и чудер устроены гробы. Здесь погребают бесплатно странников, так как это место искуплено крови Христа (См.: "Жития и хожение Даниила, игумена Русской Земли"). По преданию , эту территорию , предназначенную для погребения бездомных странников, старожилы называют еще и "землей горшечников". В переносном значении деньги, полученные Иудой, стали "ценой Крови Христа" ( Мф 27, 3-10) - так возникло название Поле Крови.
Неподалеку отсюда, на горе Злого Совещания (якобы здесь, в загородном дворце Каиафы, состоялось первое обсуждение планов казни Иисуса Христа ), расположен греческий православный женский монастырь св. Онуфрия. Этот святой, живший в 1У веке в одной из здешних пещер, отмолил у Бога эту землю - Хакель-Даму (Акелдаму). Монастырь возведен в 19 веке, хотя историки утверждают, что на этом месте уже когда-то стоял храм, разрушенный персами в 613-м году. Около монастыря обнаружены древние могилы , останки стены и колодец, куда сбрасывали тела погибших воинов-крестоносцев. Под монастырем находится так называемая "Пещера апостолов", где останавливались на отдых ученики Христа ( Мк 14, 50).
...Ожидая в этом монастыре начало вечерней службы, я, одержимый многими грехами, открыл Покаянный канон и понял, что после пребывания в Геенне Огненной по-особому воспринимаешь значение каждой его строки. "Грешник, - не в состоянии представить себе благодать воскресения своего, - писал преп. Ефрем Сирин ( См. "Пламень Вещей".Изречения преп. Ефрема Сирина). - Где геенна, которая могла опечалить нас?... И что такое геенна перед благодатью Воскресения Его?"



2006 г.

Православный магазин