ЗАЯЦ  КАК  ПЕРСОНАЖ И АТРИБУТ  ПАСХИ  У  ИНОСЛАВНЫХ

 

 

           Недавно в баварской столице Мюнхене  закрылся    по причине  смерти  его хозяев единственный в мире   музей пасхальных зайцев , основанный в 1991 году   Манфредом Клауда. Этот  частный музей, пользовавшийся  популярностью среди детей и взрослых, заслуженно был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Посмотреть на собрание длинноухих   зверьков, издавна ставших  в Германии главным персонажем и атрибутом  Пасхи,  приходили  и стар и млад. Во все времена года в  залах  музея было  немало посетителей, а в  дни пасхальных каникул  детвора  выстраивала  к нему очередь. У стеклянных витрин  с  застывшими  в театральных позах сотнями  игрушечных зайцев   можно было  встретить немало наивных детей, верящих в то, что именно зайцы один раз в году «высиживают» на Пасху  разноцветные яйца и затем прячут их в траве среди нарциссов, называемых немцами «пасхальными колокольчиками»..  

 

              В оригинальном музее  были представлены старинные фигурки зайцев баварских и австрийских мастеров, изготовленных   в середине ХIХ-го века из дерева, металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша.  Привлекательно выглядели и  тематические композиции: зайцы в школе, на работах в саду и кондитерских цехах. С давних времен к празднику Пасхи сельские жители готовили коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри яйцом.  В позапрошлом веке большой популярностью в  народе пользовался и так называемый   «яичный заяц», выпеченный из дрожжевого теста и держащий расписное яичко. Попутно отметим, что  в Баварии к  пасхальным дням в кондитерских из сладкого теста  выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно  оформляют в магазинах  заячьи семейства с  «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и  «бабушками».  Популярности  пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не только в «черном», но и «белом» шоколаде.   Если верить статистике, то к Пасхе немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зайцев, завернутых в разноцветную фольгу. Это любимое лакомство  немецких детей,  разыскивающих зайца  на Пасху среди цветов  в комнате, на балконе или  в саду. Детская игра «охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца.  Своими корнями эта игра восходит к  старинному народному поверью, что на праздник Пасхи зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных местах.

 

                Впрочем, сладким атрибутом Пасхи в Германии является не только заяц. В некоторых немецких землях у него имеются и так называемые «заместители», выступающие в роли поставщиков крашеных яиц – это  лиса, петух, кукушка, тетерев, журавль и аист.  Однако верх среди всех этих перечисленных  птиц и животных  взял все-таки  именно  заяц. Вот уже много лет в Германии именно он  - «пасхальный заяц» - является  любимцем   детворы  и взрослых. В баварских кондитерских и сувенирных киосках  можно встретить  зайцев из шоколада или марципана  с   человеческими лицами, напоминающих  своим одеянием   баварские народные костюмы и роскошные одежды богатых бюргеров разных времен. В витринах магазинов выставлены подвыпившие или «окосевшие» зайцы с большими «пивными» животами и  белыми баварскими сосисками вокруг  шеи, зайцы – футболисты, теннисисты и т.п.

 

              Пасхальные зайцы отражали приметы времени. Так, в том же мюнхенском музее пасхальные зайцы времен  Первой  мировой войны  были одеты в    военную униформу и носили на груди ордена, они держали военные флаги и пивные кружки,  курили трубку, даже стреляли  из пушки. В годы национал-социализма в Германии пасхальные зайцы приобрели черно-красные цвета. Один шустрый зайчик  имел пилотку и форму отряда «гитлерюгенд», а возле него – пасхальное яичко с приветствием фюреру.  Такому черногалстучному «пасхальному» зайцу  со свастикой на рукаве так и хотелось  пригрозить указательным пальцем и сказать по-русски: «Ну, заяц, погоди!»...

 

              Заяц как культовый персонаж  и атрибут Пасхи известнен у западных христиан еще в ХYI – ХYII веках. Дело в том, что в Германии Пасха является религиозным праздником, тесно переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны. Немецкое название Пасхи – Остерн – происходит, по всей вероятности, от имени англосаксонской  богини весны и плодородия Остеры ( Эостре), спутником которой был заяц,  отличающийся, как известно,  необыкновенной плодовитостью и поэтому символизирующий обновление и продолжение жизни.  В честь этой богини весны и плодородия  и сопровождающего ее зайца ежегодно  в сельской местности  устраивали весенние торжества. Из истории известно, что  германские племена особо почитали богиню весны и любимого ею зверька  – зайца. В старину люди замечали,  как только солнце поворачивало на весну, из близлежащих  лесов  к деревням тянулись целые заячьи семейства. После долгой зимы корма в лесах не было, вот и выбегали косые полакомиться остатками  капустных кочерыжек и  мороженой морковкой с крестьянских полей. Значит, приближается  Пасха, думали крестьяне, увязывая таким образом приход весны и   пробуждение жизни  с  зайцем.

 

             Служители мюнхенского музея пасхальных зайцев рассказывали, что

в ХYII веке некий Георг.- Франк фон Франкенау написал трактат «О пасхальных яйцах», где  впервые  упоминает «присутствие» зайца на празднике Пасхи в Эльзасе.  В церковных книгах ХIY  века, когда речь идет о Пасхе, можно увидеть рисунки курицы, ягненка и зайца. Последний особенно часто встречается в литографиях и картинах ХYI столетия. В этой связи в памяти возникает известный рисунок  «Заяц» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера.

 

             К символике католической Пасхи в Германии издавна приобщен не только заяц, но и крашеные яйца. В ХYIIYIII веках большим искусством считалось изготовление так называемых «стихотворных яиц». Для этого из сырого яйца выдували содержимое, а в его отверстие вставляли деревянную палочку, которую обматывали полоской бумаги с написанным  на ней в стихотворной  форме  поздравлением. Саму скорлупу такого «поэтического» яичка покрывали витиеватым рисунком. На юге Германии  были популярны  и так называемые «пасхальные яйца любви». Первыми их дарили  девушки  своим парням, ожидая от них  ответного подарка. Опытные рукодельницы  сегодня вяжут зайцев и яйца из ниток и с помощью крахмала или сахара придают им объемную форму. К Пасхе маленькие дети привыкли повсеместно получать  в подарок  от своих крестных шоколодного зайца  и впридачу  к нему крашеные  яйца.

 

         И еще одна примета праздника Пасхи в Германии, тоже несвойственная православной традиции – гирляндами из игрушечных пасхальных  зайцев  и желто-оранжевых искусственных яиц   украшены входы в  магазины, кафе и рестораны.  Сотни разноцветных яиц, раскачиваясь под порывами ветра,  висят на зеленеющих ветках деревьев и кустарников. Кажется, сам воздух во время праздника  напоен легким и сладковатым  ароматом нарциссов,  являющихся для немцев вместе с пасхальными зайцами символами  весны, света и радости.

 

 

                                    Анатолий Холодюк ( Мюнхен)

 

 

 

Православный магазин