ЗАЯЦ КАК ПЕРСОНАЖ И АТРИБУТ ПАСХИ
У ИНОСЛАВНЫХ Недавно в баварской столице Мюнхене закрылся
по причине
смерти его хозяев единственный
в мире музей пасхальных зайцев , основанный в
1991 году Манфредом Клауда. Этот частный музей, пользовавшийся популярностью среди детей и взрослых, заслуженно
был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Посмотреть
на собрание длинноухих зверьков, издавна ставших в Германии главным персонажем и атрибутом Пасхи,
приходили и стар и млад. Во все
времена года в залах музея было немало посетителей, а в дни пасхальных каникул детвора
выстраивала к нему очередь. У
стеклянных витрин с застывшими
в театральных позах сотнями
игрушечных зайцев можно было встретить немало наивных детей, верящих в
то, что именно зайцы один раз в году «высиживают» на Пасху разноцветные
яйца и затем прячут их в траве среди нарциссов, называемых немцами
«пасхальными колокольчиками».. В оригинальном музее были представлены старинные фигурки зайцев баварских
и австрийских мастеров, изготовленных в середине ХIХ-го века из дерева,
металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша. Привлекательно выглядели и тематические композиции: зайцы в школе, на
работах в саду и кондитерских цехах. С давних времен к празднику Пасхи
сельские жители готовили коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри
яйцом. В позапрошлом веке большой
популярностью в народе пользовался и
так называемый «яичный заяц», выпеченный из дрожжевого
теста и держащий расписное яичко. Попутно отметим,
что в Баварии к пасхальным дням
в кондитерских из сладкого теста выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно оформляют в магазинах заячьи семейства с «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками». Популярности
пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не
только в «черном», но и «белом» шоколаде.
Если верить статистике, то к Пасхе немцы покупают около десяти тысяч
тонн шоколадных зайцев, завернутых в разноцветную фольгу. Это любимое
лакомство немецких детей, разыскивающих зайца на Пасху среди цветов в комнате, на балконе или в саду. Детская игра «охота на пасхального
зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для
своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца. Своими корнями эта игра восходит к старинному народному поверью, что на праздник
Пасхи зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных
местах. Впрочем, сладким атрибутом
Пасхи в Германии является не только заяц. В некоторых немецких землях у него имеются
и так называемые «заместители», выступающие в роли поставщиков крашеных яиц –
это лиса, петух, кукушка, тетерев,
журавль и аист. Однако верх среди всех
этих перечисленных птиц и животных взял все-таки именно заяц. Вот уже много лет в Германии именно он - «пасхальный заяц» - является любимцем
детворы и взрослых. В баварских
кондитерских и сувенирных киосках
можно встретить зайцев из
шоколада или марципана с человеческими лицами, напоминающих своим одеянием баварские народные костюмы и роскошные
одежды богатых бюргеров разных времен. В витринах магазинов выставлены подвыпившие или «окосевшие» зайцы с большими «пивными»
животами и белыми баварскими сосисками
вокруг шеи, зайцы – футболисты, теннисисты
и т.п. Пасхальные зайцы отражали приметы времени.
Так, в том же мюнхенском музее пасхальные зайцы времен Первой мировой войны были одеты в военную
униформу и носили на груди
ордена, они держали военные флаги и пивные кружки, курили трубку, даже стреляли из пушки. В годы национал-социализма
в Германии пасхальные зайцы приобрели черно-красные цвета. Один шустрый зайчик имел пилотку и
форму отряда «гитлерюгенд», а возле него – пасхальное яичко с приветствием фюреру. Такому черногалстучному «пасхальному» зайцу со свастикой на рукаве так и хотелось пригрозить указательным пальцем и сказать
по-русски: «Ну, заяц, погоди!»... Заяц как культовый
персонаж и атрибут Пасхи известнен у западных христиан еще в ХYI – ХYII веках. Дело в
том, что в Германии Пасха является религиозным праздником, тесно
переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны. Немецкое
название Пасхи – Остерн – происходит, по всей
вероятности, от имени англосаксонской богини весны и плодородия Остеры ( Эостре),
спутником которой был заяц, отличающийся,
как известно, необыкновенной
плодовитостью и поэтому символизирующий обновление и продолжение жизни. В честь этой богини весны и плодородия и сопровождающего ее зайца ежегодно в сельской местности устраивали весенние торжества. Из истории
известно, что германские
племена особо почитали богиню весны и любимого ею зверька – зайца. В старину люди замечали, как только
солнце поворачивало на весну, из близлежащих лесов к деревням тянулись целые заячьи семейства.
После долгой зимы корма в лесах не было, вот и выбегали косые полакомиться
остатками капустных
кочерыжек и мороженой
морковкой с крестьянских полей. Значит, приближается Пасха, думали крестьяне, увязывая
таким образом приход весны и пробуждение жизни с зайцем. Служители мюнхенского музея пасхальных
зайцев рассказывали, что в ХYII веке некий
Георг.- Франк фон Франкенау написал трактат «О
пасхальных яйцах», где впервые упоминает «присутствие» зайца на празднике
Пасхи в Эльзасе. В церковных книгах ХIY века, когда речь идет о Пасхе, можно увидеть
рисунки курицы, ягненка и зайца. Последний особенно часто встречается в
литографиях и картинах ХYI столетия. В этой связи в памяти
возникает известный рисунок «Заяц» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. К символике католической Пасхи в
Германии издавна приобщен не только заяц, но и крашеные яйца. В ХYII-ХYIII веках большим
искусством считалось изготовление так называемых «стихотворных яиц». Для
этого из сырого яйца выдували содержимое, а в его отверстие вставляли
деревянную палочку, которую обматывали полоской бумаги с написанным на ней в
стихотворной форме поздравлением. Саму
скорлупу такого «поэтического» яичка покрывали витиеватым рисунком. На юге
Германии были популярны и так называемые «пасхальные яйца любви».
Первыми их дарили девушки своим парням, ожидая от них ответного подарка. Опытные рукодельницы сегодня вяжут зайцев и яйца из ниток и с
помощью крахмала или сахара придают им объемную форму. К Пасхе маленькие дети
привыкли повсеместно получать в
подарок от своих крестных шоколодного зайца и
впридачу к
нему крашеные яйца. И еще одна
примета праздника Пасхи в Германии, тоже несвойственная православной традиции
– гирляндами из игрушечных пасхальных зайцев
и желто-оранжевых искусственных яиц украшены входы в магазины, кафе и рестораны. Сотни разноцветных яиц, раскачиваясь под
порывами ветра, висят на зеленеющих ветках
деревьев и кустарников. Кажется, сам воздух во время праздника напоен легким и
сладковатым ароматом
нарциссов, являющихся для
немцев вместе с пасхальными зайцами символами весны, света и радости. Анатолий Холодюк ( Мюнхен) |