ХИТОН ИИСУСА ХРИСТА – СВЯТЫНЯ НЕМЕЦКОГО ГОРОДА ТРИР |
||||||
Город Трир (Trier
an der Mosel) на реке Мозель, расположенный на западной границе
немецкой земли Рейнланд-Пфальц, в справочной
литературе фигурирует не только как древнейший город Германии, но и самый
первый христианский город на немецкой земле, имевший когда-то в Западной
Европе титул «святого города». Многие его редчайшие исторические памятники,
сохранившиеся с античных времен, в совокупности с уникальными по значимости
христианскими святынями объявлены ЮНЕСКО всемирным
культурным достоянием. Среди них значится и знаменитый хитон Господа
нашего Иисуса Христа. Августа Треверорум
– таково первоначальное название Трира, основанного предположительно самим
императором Августом еще в 16 году до Рождества Христова. В III и IV веках
Трир имел статус «города императоров» и столицы провинции Белгика Первая, но в V веке он был захвачен и разрушен
германскими племенами. С тех пор городу так и не удалось вернуть свою былую
значимость, но в нем сохранились многие архитектурные памятники, в том числе
и храмы, свидетельствующие о том, что первые очаги христианства на территории
современной Германии возникли в областиях,
входивших в состав Римской империи. На основе ее административной структуры
сформировалась и церковные епархии. В Трире (Треверы),
центре провинции, находилась крупнейшая архиерейская кафедра (митрополия). Трирская кафедра считается древнейшей на территории
современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра –
святые Евхарий, Валерий (их гробницы сохранились) и
Матерн, а также святой Агреций
(† 333). После раздела
Римской империи на Восточную и Западную Трир несколько десятилетий (до 387 г.)
был столицей Западной Римской империи, где с 306 по 316 год правил Константин
Великий, даровавший после ряда реформ христианам свободу вероисповедания и
утвердивший в своих владениях христианство. Город посещала мать императора Константина –
равноапостольная Елена, как известно, расположившая сына к
христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни,
связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В том числе, ею обретено и
Его одеяние – хитон. По распоряжению святой Елены этот хитон был перевезен в
Трир и оставлен там навечно, а император Константин в 326 году начал
строительство собора в честь Пресвятой Богородицы, куда и был сначала помещен
хитон Иисуса Христа, сразу же привлекший к себе внимание паломников. Он же
распорядился для этой бесценной святыни построить возле епископской церкви
более величественный храм, основанием которого послужил, по преданию,
переданный в дар христианской общине Трира дом, где останавливалась и жила
равноапостольная Елена. Часть ее мощей (глава) хранится ныне в крипте трирского кафедрального собора святого Петра,
строившегося в несколько этапов с 336 по 380 год, а затем с ХI по ХVI век.
Своей конструкцией трирский собор (dom) представляет
базилику с тремя нефами, двумя галереями с трансепом
и шестью башнями, а в центре базилики до сих пор сохранилась та ее часть, где
первоначально находилось одеяние Спасителя. В комплексе с примыкающей к нему
готической церковью Либфрауэнкирхе, построенной в
1235–1260-е годы, современный собор своей архитектурой и особенно разновысокими острыми башнями похож на громадный рыцарский
замок. Документы свидетельствуют, что сохранилась лишь четвертая часть
первоначального соборного здания, вмещавшего когда-то около 12 тысяч человек.
Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в
период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных
укромных местах. Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель
Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370–380),
участники Трирского Собора (386). Согласно информации, полученной
в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе,
где оно находилось несколько столетий. Существует несколько версий
относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню. Одна
из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе
императора Максимилиана. В документах собора значится, что хитон выставляли
для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах. Драгоценный ковчег
помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения
верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом. Имеются сведения и
том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году.
Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или
оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо
праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище,
где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса
Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные
годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или
помолиться около нее. В 1960–1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после
этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели
часовне-святилище. В центральной части собора, справа от главного алтаря,
находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал. Войти в часовню или подойти
совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на
некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся
за решеткой у часовенного порога. Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба,
украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находится
обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два
других – серебряный и золотой – последовательно вставленных друг в друга. Под
толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа.
Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).
Туника – древнеримская одежда,
род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков
назывался хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из
льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя эта
мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался
вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали
разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава
делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом,
отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или
полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали,
подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало
готовность к действию. О хитоне Спасителя повествуется
в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и
разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не
сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что
установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не
представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы
хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Исследования,
проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют, что одеяние
Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого
цвета и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти
нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни. Другая
экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной
пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице. Служители собора с сожалением
констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон
Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в
многочисленных складках, ослабли или разошлись нити. Для жителей Трира и
многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа,
святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли
нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать,
что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня,
свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа. (Трир-Мюнхен)
06/04/07 |