Анатолий Холодюк «…СТОЯЛА НА ТОМ МЕСТЕ СТАРАЯ МАСЛИНА» „ Житие и страдания святого славного целителя Пантелеимона“ ...Воскресная
трапеза в Свято-Пантелеимоновом монастыре подходит к концу. Вот игумену Иеремии поднесли блюдо с коливом и он, начертав на нем знак креста, часть кладет
себе. Прислуживающий послушник Петр из Грузии предлагает нескольким почетным
гостям за игуменским столом коливо и далее с
помощниками спешно обносит всех монахов, послушников, монастырских рабочих и паломников. Трапеза воспринимается в русском монастыре как логическое продолжение только
что законченной ночной
службы. А сама величественная
трапезная крестообразной формы с ее высокой
шестигранной колокольней считается самой большой на Афоне и напоминает всем афонским гостям еще один большой храм на территории обители . Со стен, колонн и потолка глядят на тебя многочисленные лики преподобных отцов, афонских святых
и многих Божьих угодников. Вот – сцены
событий из земной жизни и страданий великомученика Пантелеимона.
Всегда приветливо - радостный с
гостями иеромонах Исидор
успел выполнить мою просьбу перед отъездом из монастыря. Он тихо
произнес кракткую молитву и приложил к честной главе великого святого
приобретенные мною в монастырской лавке несколько коротких четок, оливковую
веточку с плодами, иконки, среди которых - одна необычная, ибо нарисована
на плашке старого дерева: - ...Это фрагмент ствола
Пантелеимоновой маслины, – вспомнил я
слова отца Никиты, по благословению
отца Макария вручившего мне в 2002 году на прощание
в качестве подарка эту
необычную икону. После
поклонения святым дарам каждый из
братии и паломников подходит к необыкновенно красивой чудотворной иконе святого великомученика Пантелеимона, источающей больным из разных стран мира,
даже независимо от их религиозного исповедывания, неоскудевающую
благодать исцелений. Святой целитель Пантелеимон
изображен в виде прекрасного юноши с ковчегом-ящичком снадобий и
ложечкой в руке. Образ, помещенный в резной киот, украшен богатой
ризой с драгоценными каменьями, которая гармонирует
с резным золоченным иконостасом, где
иногда радужными брильянтами играют пробиваемые через цветные оконные
стекла горячие лучи греческого солнца.
Чудотворная икона с аккуратно
прикрепленными и нанизанными на ней
различными золотыми и серебряными подвесками, цепочками, крестиками,
кольцами и даже наручными электронными часами
струит благоуханные дары исцелений всем умиленно вздыхающим около
нее болящим и здоровым людям. Отец Никита, к сожалению, назвал мне
не иконописца, а только имя
дарителя позолоченной ризы – «купца Егора Шучева со товарищами из Вологды». Чудотворный образ целителя Пантелеимона изливает
живительную отраду в сердце каждого христианина, и каждый паломник –
еще пока здоровый или уже болящий - из
глубины души и глубины своего греховного падения как может изливает
перед ним свои молитвенные чувства и славословия: - И я, грешный Анатолий,
благодарю тебя, целитель и великомученик Пантелеимон,
за то, что с каждым приездом в твой
монастырь, ты помогаешь мне осознать тленность и никчемность всякого мирского положения и удовольствий
жизни на Западе, а еще - и скоротечность земной жизни. Прости, что я давно и с зажмуренными глазами покинул
на родине свой храм и помчался за
границу, ошибочно думая, что «за бугром» отваряются
райские двери. Благодарю, что за дни паломничества ты дал мне
почувствовать духовный взлет молитвы, что теперь после покаяния и исповеди
у меня в душе мир, и,
кажется, все тело пронизано
благодатью причащения. Прости все мои грехи и укрепляй меня далее духовно и телесно. Благослови в
следующем году 9 августа еще раз
приехать к тебе на поклонение
в храмовый праздник ...
После молитв у иконы и целования креста все присутствующие
в храме получают благословение игумена
Иеремии и бесшумно выходят на соборную площадь. Отец Никита,
прислуживающий в храме пономарем, шепнул
на выходе, что вручит еще для нашей русской часовни-памятника на
территории концлагеря Дахау несколько
больших восковых афонских свечей
собственного изготовления и флакончик с маслом из лампады, горевшей перед
чудотворной иконой целителя Пантелеимона,
поэтому попросил некоторое время
подождать его у монастырской канцелярии, « а лучше - возле нового ростка маслины». - А я не знаю, отец Никита, где этот росток. - Во внутреннем дворике. Там,
где стояла старая Пантелеимонова маслина. Неожиданно засохла , вот и пришлось
спилить, - последовал ответ.
... В это время ко мне подошли
отец Никита с пакетом свечей и флаконом масла и иеромонах Иоаким
– тихий, скромный, милосердный, добрый, с ласкою и любовью относящийся
ко всем паломникам. Отец Иоаким -
автор-составитель первого тома большой
книги «Великая стража», из-за которой у него осложнились отношения со священноначалием монастыря, а труд его стал заметен даже в нашей Баварской Национальной библиотеке,
где много русских читателей. Монахи подвели меня ближе
к каменному невысокому ограждению круглой формы, скрывающему в траве
хрупкое маленькое деревце бело-зеленой
маслины. Это и есть то самое место на территории монастыря, где до недавнего
времени росла знаменитая на Афоне Пантелеимонова маслина. Отец Иоаким,
выполнявший какое-то время в
монастыре послушание библиотекаря,
поведал старое предание: приблизительно в 1860 году, а может, и раньше ( подробная
память об этом событии , зафиксированная в
каком-либо письменном документе до сих пор не обнаружена. – Примечание А.Х.)
, здесь, во внутреннем дворе,
справа от входа в главный храм, где в алтаре находятся мощи
целителя и великомученика Пантелеимона,
монахи по благословению первого русского игумена обители архимандрита Макария ( в миру – Михаил
Иванович Сушкин) посадили в землю косточку маслины якобы от того самого
ростка дерева, что выросло на месте мученической кончины страстотерпца в 305
году в Никомидии. Из косточки со временем выросла красивая
маслина с теплым извивающимся стволом, за которой благоговейно ухаживали монахи-садовники. Возможно,
когда-то за этой Пантелеимоновой маслиной присматривал и сам
преподобный Силуан Афонский, живший в
обители. Старые монахи-афониты из
своего опыта знали, что это
совсем неприхотливое дерево, ибо, как
и они сами, «скромная» маслина от жизни немного
требует: в обильной влаге не нуждается, хорошо и медленно растет в
сухой и каменистой почве, достигая при этом глубокой старости. Монахи окропляли маслину святой
водой, прикрепили обручем к ее стволу
фонарик, где ночью теплилась
лампадка, возжигали на обрамляющих дерево камнях свечи, читали акафисты и молитвы.
Необыкновенно красива маслина была в
дни цветения, когда по весне она торжествено
покрывалась пучками желто-белых цветов, от которых звездными ночами исходило особое свечение, а солнечным днем привлекала
отовсюду блестки стрекозьих крыл и гудящих шмелей. Когда замечали, что некоторые ее
ветви неожиданно засыхали, их спиливали, а оголившиеся древесные кольца
покрывали краской. И тогда, по совету греческих монахов, к дереву
прививали веточки от дикой маслины,
тогда оно приносило хорошие плоды.
Поздней осенью монахи обирали с масличных
ветвей сотню-другую целебных плодов. Садоводы не разрешали послушникам
трусить дерево, как это обычно принято на Афоне, тем более сбивать
с него оливки палкой: «Смотри, а то каждая палка имеет два конца...».Свежие
плоды потом мариновали
на кухне и только в особых случаях, обычно на
торжественных трапезах, подавали их
к столу именитым гостям в
качестве угощенья. Отдельные листики и
сухие плоды этого масличного дерева вместе с ладаном, маслом, четками и даже цветными морскими камешками продавали паломникам в монастырской лавке. Маслина
пережила в монастыре несколько пожаров и осталась невредимой. Когда в 1959 и 1968 годах на территории
обители вспыхивали сильные пожары, то
громадные волны пламени поглощали здесь высокие кипарисы и толстые лозы винограда. Огонь тогда повредил библиотеку, полностью сгорела восточная стена
монастыря с келлиями, часовнями и братской
больницей. Гасить пожар монастырским насельникам было неимоверно трудно и сложно, во-первых, их было мало, а
во-вторых, большинство монахов были
немощны - самому «молодому» из
них было 54 года, другие были старше
его на 20 – 30 лет. Очевидцы оставили
свои воспоминания об этих страшных событиях: от огня плавился даже строительный кирпич Царских
покоев. Однако в этом гигантском пожаре чудом уцелела Пантелеимонова маслина, несмотря на то, что рядом с деревом бушевал огонь. Он не тронул
маслину, ни одна его ветка и ни один листок не были повреждены.
...Сучковатые ветви, цементного
цвета кора, растущие попарно
узкие листья серовато-зеленого цвета с
наружной стороны и почти белые с
внутренней. Это и есть вечнозеленая маслина или олива – одно из любимых монахами главных плодовых
деревьев на Афоне. Некоторые паломники принимают старое дерево маслины за иву. Древесина
хорошо подается резьбе и полировке, поэтому монахи используют дерево при
отделке храмов и в других нуждах. Плоды созревают обычно к ноябрю, их обирают, отрясая шестами
ветки. Издавна монахи афонских монастырей какую-то часть маслин заготавливают
и маринуют для своих нужд. Например,
на деревянных столах в трапезной Свято-Пантелеимонова монастыря всегда стоят маленькие металлические мисочки с
маринованными маслинами, приготовленными
монахами по особому рецепту.
Для паломников эти вкусные черно-фиолетовые
и зеленые плоды являются дорогим
деликатесом. Некоторые чудаки
едят их даже вместе с косточками, наивно убеждая соседей за столом,
что эти оливки ... «легко рассасываются в желудке» (!), на что один медик отреагировал при мне так: покрутил
пальцем у виска. Основную массу собранного урожая оливок монахи продают хозяевам маслобоек или сами пускают под пресс, получая оливковое масло ( елей).
Его используют для приготовления пищи,
как горючее в лампах и
смягчающее средство для кожи. Вспомним, как в древнем Израиле оливковым маслом помазывали царей и
священников. «Помазанный» - значит выделенный, призванный для
исполнения какого-либо особого
служения. В Библии много раз можно встретить упоминание о маслине. У пророков
она считалась символом красоты, обилия и силы. Лист маслины в клюве голубя принес радостную весть плавающему в ковчеге Ною, поэтому оливковая
ветвь издавна считается эмблемой мира и обновления жизни. Вечнозеленое
масличное дерево живет веками и
поэтому является символом благочестия и Божьего благословения. Псалмопевец Давид
говорит о ней, как о символе блаженства и благословения: « А я, как
зеленеющая маслина, в доме Божьем» ( 51:10). Как
правило, вокруг ствола старых масличных деревьев от их корней красиво вырастают молодые побеги,
что в Псалтыри символизирует детей вокруг трапезы благословенного мужа:
«...сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( 127: 3). ...Эх, знали бы житие
великомученика Пантелеимона
и необычную историю появления на территории монастыря Пантелеимоновой
маслины иные бестолковые рабочие, восстанавливавшие и
реставрировавшие отдельные строения
монастыря, не выливали бы тогда тайком от монахов воду с
известью под корень чудо-дерева!
Об Афоне принято всегда писать лишь в
романтически-возвышенном стиле, утаивая и
не раскрывая его земных проблем, но они же есть! Это же факт, что
на Афоне в
кризисные 90-е годы прошлого века
слонялись в поисках любой работы неквалифицированные мужики-рабочие из
стран СНГ , а также русские или «понтийские» греки, согласные бесплатно
жить и питаться в монастыре, к тому же
получать за свой труд 12
долларов в день. Живут такие безбородые рабочие на земляном этаже бок о бок с монастырской
гостиницей, имеют свой особый
распорядок дня, некоторые из них носят
в карманах мобильные телефоны, а
в комнатах держат радиоприемники и один телевизор на всех. Многие
рабочие сознательно, а другие только
под давлением монахов Зосимы и
Философа появляются в храмах на литургии. Чего скрывать, среди
рабочих, конечно, встречаются неверующие и ищущие, курящие
и злоупотребляющие алкоголем,
который в выходной день можно легко приобрести у греков на пристани в Дафни. Как
правило, покупают по дорогой цене не очень
качественное вино дешевых сортов,
греческое пиво без пены или что-нибудь покрепче, а впридачу
– рыбные консервы. Редко, но случаются в монастыре и такие
возмутительные действия: в дни
поста некоторые проголодавшиеся рабочие
готовят у себя яичницу с
колбасой и тогда запахи «мясной
глазуньи» распространяются на верхние этажи гостиничного комплекса и
достигают келлии, что превращает в вопросительные
знаки лица тех ,
кто подвизается здесь по два - три года
как послушник, и тех, кто
приехал на Святую Гору Афон с особым расположением духа и увеличительными стеклами фантазии. Братия опечалилась, узнав
первопричину гибели любимого дерева.
Монах Харалампий, известный в обители как иеродиакон, летописец и садовод, сообщил в
письме автору этих строк , что уже в ноябре
1996 года, когда в самом разгаре велись ремонтные работы в обители, были
зафиксированы первые случаи хулиганства со стороны нерадивых рабочих,
«выливавших под маслину смывку». Из-за этого
«маслина, к сожалению, начала медленно сохнуть, а летом 1998 года я спилил под корень мертвое дерево. Пенек
маслины выкорчевали только в 2000-м ».
Другой монах, пожелавший остаться неизвестным, вспоминает в своем письме: «
После того, как маслина явно засохла , я получил от духовника отца Макария такое
послушание – утром и вечером обильно
поливать сухой пенек уже
спиленной маслины: вдруг
спрятанные в земле корни еще
живы и должны когда-нибудь дать
росток?! Однако корневая система была
уже, очевидно, мертва, ибо ни сам
пень, ни его корни не давали признаков жизни». Само тело-ствол и его
угловатые ветви-руки маслины монахи решили использовать для изготовления иконных
досок. Отец Никита, оказывается не
только старательный пономарь, но искусный каллиграф, фотограф и иконописец.
Он аккуратно распиливает ствол в поперечнике, шлифует его и затем
черной и красной тушью на красивой
деревянной пластине рисует
графическое изображение чудотворной
афонской иконы Божией Матери
«Сладкое лобзание»: Младенец Иисус Христос приклонился к девственной Своей Матери, Которая запечатлела Свое нежное материнское лобзание. Улыбка
божественной любви покоится на устах Богомладенца, обнимающего левой рукой Богоматерь, Которая
со светлым взором и такою же улыбкой любви поддерживает правую руку Своего
Сына. На обратной стороне иконы делается красивая надпись: «Сия часть древа есть маслина,
росшая в Св. Пантелеимоновом
монастыре, - росток от древа, под которым был усечен мечем великомученик и
целитель Пантелеимон». Такая икона
служит редким подарком , она же - и благословение Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, которых, надо
признаться, не достоин автор этих строк, поэтому икона принесена в
дар одной обители. -... Когда отдаешь или
даришь, ты – богатеешь,- успокоил меня за чаем в тени виноградной лозы на монастырском огороде иеромонах Николай, детально изучая на своем
дыряво-латаном переднике приобретенную мною для мюнхенского прихода Свято-Воскресенской общины большую икону
святителя Пантелеимона, которую по доброте
сердца выдал мне из запасников
канцелярии духовник отец Макарий. Икону московского
письма в красивом футляре и с паспортом-документом должны были вручить в качестве подарка
российскому президенту, когда он в декабре 2001 года предпринял свою первую попытку посетить
Афон. - Хорошая икона: наш Пантелеимон с
предстоящими - ангелом-хранителем
и равноапостольным великим князем
Владимиром... А то, что ты
говоришь, «в ней преобладает много
зеленого цвета», то это – не беда. Наш Святой – на фоне афонских гор, а же
они у нас какие? – посмотри на них: тоже зеленые. И воздух зеленый... Цвет
жизни! Только скажу тебе... взяли с тебя за нее в два раза дороже. С другой
стороны, это же не простая, а – «п-у-у-у-тинская!»
(улыбнулся монах ) икона. Ничего, заработаешь и
расплатишься. Главное, чтобы вы
молились в своем приходе. А «путинская» или «распутинская» -
не важно... Главное – молитва. Вот у нас среди грядок и на тракторе иконы
нет, а мы, слава Богу,
огородничаем, молимся и рыбку
иногда ловим ... Да, мы тебе тоже
приготовили подарок за твою
красную рыбу - вот три лимона и ветка лавра. Могу еще петрушки дать?! Все
с нашего огорода, - заключил отец Николай,
подсовывая мне грязными руками кусок
черной подсолнечной халвы и подливая травяного чая в металлическую кружку. Он же рассказал, как осиротела братия без Пантелеимоновой
маслины. Ее отсутствие
заметно сказалось на привычном для глаза облике монастырского двора и на душевном
самочувствии – как будто «отнесли на горку» (похоронили. – Примечание
А. Х.) всеми любимого брата. Однако не долго горевали монахи. На месте
погибшего дерева по благословению
игумена вскоре посадили новый
масличный росток и тут же
защитили его: окольцевали каменным
забором. (Непонятно, зачем? Ведь вокруг старого
ствола когда-нибудь обязательно вырастут молодые отпрыски из корня –«дети вокруг трапезы»!?). ...Представляю,
какое это было ликование в обители, когда увидели новую маслину! - как во время торжественной ночной службы, когда отец
Никита в Пантелеимоновом храме особым шестом «заводит» по афонскому обычаю
хорос и четыре паникадила со свечами, и все они, раскачиваясь под куполом,
описывают над головой небольшие круги,
как будто вся вселенная с ее светилами приходит в радостное
движение-головокружение... Отец Никита, еще вобщем-то молодой
монах, но в свои годы часто думает о смертном часе, а потому, глядя на землю, сказал о себе однажды, что «чувствует
радость оттого, что живет и оттого, что умрет». По моей просьбе он прислал
недавно выполненное им фото «Маслина-2006» и приписал красивым каллиграфическим почерком несколько
фраз: «...У нас все Слава Богу: живем потихоньку и потихоньку
умираем. Пару недель назад отошел ко господу о. Гавриил – Царство ему Небесное. Поболел и помер, хорошо отошел, причастившись, по-христиански,
как, дай Бог, каждому, конечно же, в свое время. Всем нам там быть.
Ну, а у нас, живых, изменений нет...». Храню письмо и другого, но
жизнелюбивого монаха, где приводится
рассказ о новой маслине: «...Старцы
одобрили идею отца Давида,
этнического грека, занимавшегося у нас
садоводством на монастырских землях, - посадить на месте старого дерева корешок маслины с привитой к нему когда-то
веточкой знаменитой Пантелеимоновой маслины». В письме монаха Харалампия рассказывается несколько
другая версия: «Отец Давид посадил новую маслину, привезенную из скита
святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Якобы эта маленькая маслина росла три года у одного келлиота на Святой Анне. Он сказал, что косточка доставлена на Афон из Никомидии, что
в Турции...». .
Известно, что А. Метцгер, усердно проделавший
когда-то огромную поисковую работу в Измите и
скрупулезно запечатлевший на
гравюре важнейшие объекты города, связанные с именем целителя
Пантелеимона, подарил ее первый экземпляр Свято-Пантелеимонову монастырю, издательский совет
которого растиражировал ее в московской типографии И. Ефимова. Условно выдвинем и такую гипотезу: после паломничества
в Турцию и проведения там изыскательской работы именно А. Метцгер передал в дар русским монахам вместе с
ценной гравюрой и несколько оливковых плодов
из Никомидии, из одной косточки которых выросла на Афоне та самая знаменитая Пантелеимонова
маслина!?... Можно
предположить, что и в наше время, спустя 16 столетий после мученической кончины целителя Пантелеимона
где-то на побережье Мраморного моря сохранилось место – пусть и символическое!
– где, по преданию, росло старое масличное дерево, под которым была усечена глава святого великомученика Пантелеимона, где слышен был свыше глас, переименовавший его из Пантолеона в Пантелеимона.
На территории древнего города Никомидия, основанного в 264-м году как столица
Вифинии и ставшего в 1У-м веке резиденцией римских императоров Диоклетиана
и Константина Великого, сегодня
находится турецкий портовый город Измит ( с 1337 г.) - административный центр иля Коджаэли, где
проживает согласно справочникам более
трехсот тысяч человек. Сохранилась
интересная копия старинной карты-гравюры ( вторая половина 19-го века – ?),
выполненной неизвестным художником А. Метцгером,
где
Святая Гора Афон – Мюнхен
2006 |