записки паломника         

 

ТРИ ЧУДОТВОРНЫЕ  АФОНСКИЕ ИКОНЫ,

ОСОБО ЧТИМЫЕ МОЛДАВСКИМ ГОСПОДАРЕМ СТЕФАНОМ III ВЕЛИКИМ

 

 

 

 

 

 

 

Икона св. Стефана Ш Великого.

 

 

     Святой великомученик Георгий Победоносец (303) был небесным покровителем многих великих правителей, исповедовавших Православие, в том числе и молдавского господаря Стефана Ш Великого (1457–1504), много способствовавшего  почитанию святого в своем отечестве и увековечиванию христианских святынь на Святой Горе Афон. Стефан Ш Великий как бесстрашный воин Христов, исполненный ревности о святых местах, оскверняемых и расхищаемых турецкими полчищами, победно  сражался с врагами за пролитие  ими христианской крови и осквернение православных храмов. Всю свою жизнь он посвятил защите родной земли от врагов, за что и прозвали его Великим. За великие благодеяния пред Богом в 1992 году он причислен  Румынской Церковью к лику святых (день памяти – 2 /15 июля). Стефан Ш Великий  был первым господарем и первым национальным героем созданного им Молдавского княжества.

 

     Историки свидетельствуют, что за 47 лет правления  он провел около 50-ти битв и сражений,  а проиграл только две. Его немногочисленное  войско, не зная поражений, много лет сражалось с турками под благодатным водительством святого  великомученика Георгия Победоносца (память - 23 апреля /6 мая). Икона этого святого всегда находилась при его войске. Святому великомученику Георгию, покровителю воинства, он молился о защите, плодородии и изобилии родной молдавской  земли от иноплеменников,  а также о хранении жизни своих воинов Имя Стефана Ш-го Великого ярко светится на на Святой Горе Афон. Здесь, в  болгарском монастыре Зограф,  находятся ныне  многие свидетельства  об огромной благотворительной деятельности  Стефана Ш-го Великого. Здесь же с благоговением   хранятся  и великие святыни-три иконы святого великомученика Георгия, которым поклонялся при своей жизни молдавский господарь .


      ...Слухи о чуде самонаписанной иконы святого Георгия, которая в 898 году (по другим данным - в 919-м ) по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске и давшая впоследствии  названию  монастырю -  Зограф, что  означает «живописный» или «живописец», дошли и до молдавского господаря Стефана.  Чтобы своими глазами  увидеть эту  чудотворную икону, явившуюся трем охридским братьям,  и самому услышать от иноков предание о создании обители, Стефан III с дарами отправился   на Святую Гору и прибыл в монастырь Зограф. С почтением приняли его старцы и провели в собор поклониться  святому великомученику Георгию Победоносцу. Здесь и услышал он предание, предписывающее  основание Зографа трем родным братьям-монахам – Моисею, Аарону и Иоанну - выходцам из древней болгарской столицы Охриды, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря.  Господь услышал их  молитву и  Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников  посвятить небольшую церковь на Афоне и чью икону написать на чистой  приготовленной доске. После длительного молитвенного подвига и короткого  сна  они увидели, что ночью на  доске чудным образом возник  лик святого великомученика Георгия Победоносца. Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божьей была посвящена этому святому. Однако дата основания монастыря точно неизвестна, как и время превращения греческого монастыря в болгарский. Одно из первых упоминаний о Зоргафе как славянском монастыре сохранилось в одной из грамот, находящейся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, - 1169 год.

 

     Одновременно с этим чудом в Греции произошло и другое дивное событие на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном  недалеко от родного города святого великомученика Георгия - Лидды.  Об этом чуде зографские монахи узнали несколько позже из уст изумленного игумена Евстратия и его спутников -  монахов из Сирии,  прибывших ради иконы на Афон.  ...На  виду  всех братьев изображение на иконе святого Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух  и скрылось в неизвестном направлении. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им , куда скрылся от них чудотворный образ этого страстотерпца. Господь услышал молитвы  огорченных и испуганных монахов: сам  святой Георгий,  явившись  опечаленным братьям, утешил их , поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же, ибо «гнев Божий готов разразиться над развращенной Палестиной». Исполняя волю Божью, монахи вместе с  игуменом поспешили на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их в Сирии лик святого. На Афоне игумен Евстратий стал игуменом Зографской обители  и вместе с   монахами  из Фануилева монастыря закончил мирно на Святой Горе свои  земные дни.

 

     ...Неизвестно, как выглядел Зограф во времена его посещения Стефаном Ш-им ибо в современном монастырском комплексе нет древних зданий. Вокруг нынешнего монастыря-крепости - девственная природа, как при сотворении мира. Лесная холмистая местность с глубокими оврагами, наполненными  чистым и  благорастворенным воздухом, чем-то напоминает певучие молдавские Кодры  в отечестве Стефана Великого. В течение многих столетий  на Святой Горе сплавились воедино молитвенные подвиги монахов самых разных народов: греков, славян, грузин, молдован и румын. Число болгарских монахов в обители невелико – околе десяти человек. Их безбедное существование обеспечивается  в основном небольшими пожертвованиями, продажей икон, свеч,  крестиков и четок. Имя Георгий с греческого языка переводится как  «земледелец», и  зографские монахи с любовью выращивают  на близлежащих огородах  для собственного стола оливки, виноград, апельсины и овощи, среди которых превалируют помидоры, перец и баклажаны. На трапезе – хлеб, оливки, овощи, каши, иногда рыба и  болгарская брынза, а также  вино, напоминающее по вкусу молдавское.

 

      Несмотря на холодные кельи с домотканными цветастыми  ковриками на стенах и  полу, где паломникам приходится самим топить плиты, из которых дым валит прямо в помещение, в Зографе можно рассчитывать на  теплоту и сердечность монахов. Здесь, погасив керосиновую лампу и засыпая на скромной железной кровати под стеганым одеялом из ваты, вдруг чувствуешь запах розового масла, привезенного кем-то из Болгарии. В голову  приходит мысль, что в Зографе после ночной службы и  молитв святому Георгию  чувствуешь себя как в детские годы  в родительском доме, хотя можно ли назвать мое нынешнее жилье в Германии вдали от Молдовы, где родился,  - настоящим «домом»?

 

     В окне гостиничной кельи  видно строение  самой старейшей церкви Успения Пресвятой Богородицы,  сооруженной, по некоторым данным,  в 1764 году. Большой соборный храм  святого Георгия Победоносца (празднование 23 апреля /6 мая ) построен в 1801 году на месте прежнего и  находится напротив Святых врат. В нем сегодня хранятся много реликвий,  среди  них – части мощей и  кровь  святого Георгия в частицах одежды его. Купол храма поддерживают 4 мощные мраморные колонны, на них  помещены бесценные чудотворные  иконы,  перед которыми когда-то молился Стефан Ш. Перед иконостасом при колонне правого клироса украшенная богатыми лампадами, драгоценными камнями,  в серебряно-позолоченной ризе, изготовленной в Санкт-Петурбурге по благословению митрополита Cерафима, находится потемневшая от древности икона византийского стиля святого великомученика Георгия, изображенного  в воинской броне с копьем в руках,  называемая  монахами «Фануилева». Под стеклом на золотых и серебряных цепочках висят несколько панагий и крестов, золотых медалей  и монет – дары духовных особ и благочестивых палоников из числа  мирян.

    

 

 

"Фануилева" икона св. великомученика Георгия Победоносца.

 

Когда-то перед этой иконой пораженный ее величием и красотой  коленопреклоненно молился  сам молдавский государь Стефан Ш. Перед  этой иконой он поддерживал в себе дух покаяния, изливал свои молитвенные чувства и словословия,  чувствовал духовный взлет молитвы.

 

     Мы привыкли видеть иконы, где Георгий Победоносец запечатлен в движении -  на  белом коне с копьем, разящим змея. А тут святой предстоит в виде прекрасного юноши – воина в броневых  доспехах и с копьем в руках. Поза и лицо его совершенно спокойны , лишены какого-либо движения, как при его казни  ...Непорочно сохранив веру и совершив свое исповедание, святой Георгий, которому не было и 30-ти лет, с радостью преклонил свою главу и так скончался в двадцать третий день месяца апреля ( 304 г.), увенчанный избранным венцом правды, - читаем в его житии. Где-то рядом с ним  был и мой святой - воин Анатолий, сначала участвовавший в истязании святого великомученика Георгия, а потом  -  пораженный его величием и терпением во время перенесения страданий, уверовавший  в Христа. Он исповедал себя,  как и святой Георгий Победоносец, христианином, после чего был тоже убит...

 

     Молодой болгарский монах Косьма на хорошом русском рассказывает паломникам, что весть о  главной святыне Зографа -  самонаписанной иконе святого Георгия и чудесах от нее далеко разнеслись  с самого  начала ее появления на Святой Горе. Икона примечательна тем, что на ней, возле левой ноздри святого, с незапамятных времен остается до сих пор крайняя часть пальца в засохшем виде , которым  грубо и небрежно коснулся  один недоверчивый епископ, странствующий по Святой Горе. По преданию, он представлял Водинскую епархию и никак не хотел верить в чудеса, исходящие от иконы, за что и был наказан. Мнительный епископ без должной почтительности  предстал перед иконой Святого Георгия и легкомысленно спросил сопровождавшего монаха: «Не эта ли - та самая чудотворная икона?» и указательным пальцем коснулся лика святого Георгия. Безрассудная дерзость паломника, несмотря на его духовный сан,  была наказана: палец не только мгновенно прилип, но  и  навсегда  прирос к иконе. Несчастному епископу пришлось в невыносимых болях перенести вынужденную операцию... Когда палец был отрезан, недоверчивый до этого события епископ наконец-то убедился в чудотворении зографской иконы.

 

     По преданию, Стефан Ш  усердно  молился еще перед  одной  чудотворной    иконой святого Георгия.

 

     Так случилось, что небесный покровитель зографского монастыря позаботился однажды  и о том, чтобы  на Афоне произошло еще

 

 

 

 

 

 

 

"Аравийская" икона св. великомученика Георгия Победоносца.

 

 

 

одно знаменательное событие с другой  визатийской иконой. Чудесной Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря  из Аравии, остановившись недалеко от пристани монастыря Вотапед. Не только этот монастырь, но все афонские обители  желали иметь чудную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали  мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божья: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула  и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы  видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал Ватопед и пошел по каменным  тропам  в гору, в  лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе  вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии  на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили  келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца.

 

     Третья  чудотворная икона, именуемая в Зографе  «Молдавской», расположена при колонне, на которую опирается северо-западная  часть соборного купола.

 

          Эта икона - дар самого Стефана Ш-го, она принимала много лет видимое и живое участие в попечении молдавского войска и его предводителя. Во исполнение воли самого святого Георгия она  господарем  Штефаном Ш-им предпосена в дар  монастырю Зографу. Время обретения и место написания  этой иконы  неизвестно. О ней рассказывается в книге «Вышний покров над Афоном» ( М.,1902 ), а также  в «Письмах с Востока», где есть такие строки: «...В ХУ столетии явился еще благодетель Зографу – Стефан, знаменитый воевода Молдовлахийский, много ратовавший  против турок и всегда победоносный. Однажды только, когда окружили его несметные полчища неверных, он думал искать спасения в стенах крепости; но на стене предстала ему мать и сказала: «Не велю отворять тебе ворот, доколе не победишь врагов, потому если не можешь  устоять против них в поле, мало на тебя надежды и за стенами» (См.ч.1,с.261).

 

     Перед каждой очередной  битвой Стефан Ш часто и подолгу молился перед иконой святого Победоносца Георгия, находившейся в келье его матери. Имея  небольшие воинские силы, он просил помощи против врагов Креста Христова. По преданию, однажды после ночной  молитвы  ему явился в тонком сне сам святой Георгий в богатырских доспехах. Стефан Ш просил святого укрепить на врагов веры, не щадивших  Божии храмы. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием   воодушевляла  самого Стефана и его  малочисленную дружину. Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие – по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф , а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе, где  постоянно пребывает сам святой Георгий Победоносец. Рассказывают, что это событие произошло в 1474 году, когда Стефан  добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали  Стефану Ш-му: среди них якобы «на белом коне носился неизвестный  и неуловимый  воин с копьем.  Бесстрашный   и неуязвляемый, он  смело   разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами...». По этим признакам сам  Стефан Ш и его воины угадывали, кто был в  победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Его дивного святого Георгия Победоносца. Завершив ратные подвиги, Стефан Ш Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа. Он оставил здесь  и знамена с изображением святого, другие ценные реликвии его войска. Примечательно, что и в наши дни первые лица Республики Молдова передали монастырю Зограф  хоругвь с изображением святого Георгия Победоносца – точную копию знамени, под которым  славный воевода одержал свою 51 победу.

 

     Молдавского господаря Стефана Ш-го  в исследованиях об Афоне часто путают с сербским Стефаном. Так, в фундаментальном издании Русского Свято-Пантелеимонова монастыря «Афон» (М., 2002. Авторы проекта К. Асимис, А.Пономаренко, С.Шадрин) подвиги молдавского господаря Стефана Ш Великого и его благотворительная помощь Зографу ошибочно приписываются (с.191)  «сербскому правителю Стефану IV Душану (1458-1502)». В Православном календаре «Приносящий победу»  на 2006 год (Издание Южно-Сахалинской и Курильской епархии) молдавский господарь Стефан III Великий называется «Стефаном VI» (с.127).

 

     Афонские монахи  верили в молитвенное предстательство пред Господом молдавского господаря  Стефана Ш-го, а Зограф  смотрел  на него как данного Богом своего покровителя  и защитника. Обитель терпела пожары и разрушения, и в этих обстоятельсивах благодетелем  Зографа всякий раз выступал Стефан Ш, щедро помогавший монахам деньгами в восстановлении и обновлении монастырских построек. В Зографе сохранились документы, рассказывающие о том, что в 1466 году Стефан Ш передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 последовал дар в 500 аспр. В 1495 году на его средства была построена трапезная в монастыре, в 1501–1502  годах  на его пожертвовапния был перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Дважды - в 1492 и 1502 годах - он подарил  монастырской библиотеке дорогостоящие  Евангелия на пергаменте с миниатюрами. В 1500-м году была подвешена вышитая его дочерьми пелена к храмовой иконе святого Георгия в Зографе. Он посылал в эту обитель  некоего монаха Виссариона с послушанием переписывать в  библиотеке древние рукописи.

 

     Покровительство Стефана Ш-го на Святой Горе заключалось и в том, что он заботился о финансовой помощи и  спасении   ряда  других афонских монастырей, где  тоже сохранились документы, свидетельствующие о щедрой благотворительности  молдавского господаря. Так,  монастырю Корстамонит он пожертвовал на его благоустройство большую денежную сумму. Обитель  Ватопед помнит, что в 1496 –м году на деньги господаря сооружен арсанас -  небольшая монастырская пристань с укреплениями, одно из строений которой было украшено гербом Молдавского княжества. В монастыре Святого Павла в 1500-м году  на деньги Стефана Ш-го построили водопровод,  а в 1501-м -  крещальню. Монастырь святого Григория, где в 1500-м году было сколо ста монахов, для восстановления получил от него 24 тысячи аспр. В этом же монастыре имеется одна башня, в основании которой  сохранилась надпись на церковно-славянском языке: «Я, благоверный господин  Стефан Воевода, возвел ее в 1502 году». Здесь  хранится икона Божьей Матери, подаренной женой Стефана Ш-го Марией Мангунской (+1511). Этот  древний чудотворный образ Божией Матери находится ныне в Соборном храме, а на ней сохранилась надпись «Моление благословеннейшей госпожи Марии Палеологини, господарыни Молдовлахийской». Монахи рассказывают, что дважды во время пожара  этот образ был объят пламенем, но в итоге оказался целым и невредимым. В афонской столице - Карее - Стефан Ш скупил старые кельи  для последующего их ремонта и поселения в них монахов из Григориата. Позднее сын Стефана Ш-го Богдан Ш (1504-?) в 1517 году выстроил здесь церковь и внес деньги на строительство монастырского пирса...

 

     ...Если когда-нибудь по воле Божьей придется читателю этих строк побывать в святогорском монастыре Зограф и молитвенно преклонить колени перед тремя чудотворными  иконами святого Георгия Победоносца,  не забудем,  что они были  особо почитаемы молдавским господарем Стефаном Ш-им  Великим. После победных и трудных боев он   любил   здесь уединяться и   отдыхать в безмолвии и тишине, беседуя с Богом и со своим  покровителем святым Георгием,   погружаясь в тайны спасения.  Только Господу  Богу и  ведомы  духовные подвиги Стефана Ш-го Великого.

 

                                                            

Анатолий Холодюк

Святая Гора Афон- Мюнхен

 

 

Православный магазин